Абдулатипов и российская этнополитика

Аналитика

 Эксперт ЦСЭГИ, этнолог, Сергей Андреевич Хрущев о Главе Дагестана Рамазане Абдулатипове, его политическом стиле и вкладе в российскую этнологическую школу. 


Одной из важнейших сфер среди разнообразных научных интересов Рамазана Гаджимурадовича, где им был достигнут существенный вклад в развитие теории и в практику применения является исследование этнополитических процессов и межнациональных отношений в России и в СССР.

Уже само место рождения Рамазана Гаджимурадовича – Дагестан, – являющийся полиэтническим национально-территориальным субъектом, обусловило не только его интерес к этнополитической тематике, но и выбор тематики диссертационного исследования во время обучения в аспирантуре на кафедре научного коммунизма философского факультета Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова, где его научным руководителем была ведущий специалист в сфере национальной и интернациональной политики СССР д.и.н., профессор Бурмистрова Татьяна Юльевна.

В 1978 году Рамазан Гаджимурадович защищает кандидатскую диссертацию, а в издательстве «Мысль» 30-тысячным тиражом выходит его совместная с Бурмистровой Т.Ю. монография, посвящённая более чем актуальной для того времени теме национальных отношений и конституционного строительства. Всего через 4 года этот авторский тандем выпускает в том же издательстве и таким же массовым тиражом ещё одну монографию. Всё это делает ординарного доцента кафедра истории КПСС и научного коммунизма Мурманского высшего инженерного морского училища видным специалистом в сфере национальных вопросов и межнациональных отношений. Опубликовав в 1984 году ещё две брошюры, Рамазан Гаджимурадович в 1985 году защищает докторскую диссертацию, что позволяет ему вернуться из заполярного Мурманска в Дагестан и возглавить кафедру философии Дагестанского государственного педагогического института.

Степень доктора философии, высокая публикационная активность, в том числе в академических журналах (Вопросы философии, История КПСС) по тематике, становящейся всё более актуальной для СССР в условиях перестройки – всё это обусловило резкий поворот в научной (да и не только в научной) судьбе Рамазана Гаджимурадовича. В 1988 году он становится консультантом, а затем в 1990 году – заведующим сектором анализа и прогнозирования Отдела национальной политики ЦК КПСС. Это не только открыло для него до этого скрытые массивы эмпирической информации по межнациональным отношениям, но и стало акселератором для проведения более глубоких и актуальных исследований проблем этнической политики, межнациональных отношений и национализма, трансформации и модернизации модели федерализма в СССР.

В 1990 году начинается общественно-политическая деятельность Рамазана Гаджимурадовича после избрания его народным депутатом РСФСР, а затем – Председателем Совета национальностей Верховного Совета РСФСР. Возглавляя одну из палат постоянно действующего законодательного, распорядительного и контрольного органа государственной власти Рамазан Гаджимурадович не бюрократизировался по Роберту Михельсу, оставшись верен науке.

В 1990-1991 гг. и в начале 1992 года выходят в свет, как бы сейчас сказали, наиболее цитируемые публикации Рамазана Гаджимурадовича, в которых им делается попытка актуализировать советскую парадигму национальной политики и межнациональных отношений, а также проводится критика всех форм национализма.

Все 1990-е годы научная деятельность Рамазана Гаджимурадовича, с одной стороны, находится в тесной связи с его общественно-политической работой, отражая тезис «Honor Habet Onus». А с другой – на неё оказала влияние «смена вех» из-за дезинтеграции СССР и декоммунизации всех сфер общественной жизни. Оставшись не у дел, значительная когорта учёных и преподавателей по научному коммунизму легко перешла в полипарадигмальный мир западного обществоведения, трансформировавшихся либо в социокультурных антропологов, либо политологов, либо социологов. Произошедший при этом огульный отказ от реальных и проверенных временем и практикой достижений советской обществоведческой мысли и некритическое использование импортных концепций и парадигм привели к кризису общественных наук в постсоветской России на фоне процветания грантовых направлений, как бы сейчас сказали, у иностранных агентов. В этом смысле, пример Рамазана Гаджимурадовича показывает, что, безусловно, не являясь паладином советского обществоведения, ему удалось в своих научных исследованиях и практической деятельности творчески использовать отечественный обществоведческий background, применив его в условиях современной России. Нельзя и не нужно называть Рамазана Гаджимурадовича «последним советским учёным-обществоведом», но и отрицать наличие в его трудах преемственности между советскими и постсоветскими идеями также было бы неправомерно7. Наглядным примером этого является один из его 10 проектов развития современного Дагестана – «Диаспора – сила Дагестана», который не соответствует ни постулатам мультикультурализма, ни идеям этнического конструктивизма, а больше подходит к принципам интернационализма и дружбы народов.

Одно только перечисление названий монографий и брошюр, опубликованных Рамазаном Гаджимурадовичом в 1990-е гг., даёт полную картину этапа в новейшей истории России, в котором дискурсы этнополитики, национальных отношений, формирование новой модели этнофедерализма, амбиции этнонациональных элит играли жизненно важную роль.

В 1992 году выходит трилогия, ставшая первым исчерпывающим исследованием российского федерализма, написанная Рамазаном Гаджимурадовичом в соавторстве с профессиональным юристом и заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР. Тогда же выходит коллективная монография с его участием, посвящённая подписанному 30.03.1992 года Федеративному договору.

В 1994-1995 гг. Рамазан Гаджимурадович работает над разработкой Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, которая была принята в 1996 году, что отражается в тематике его публикаций. И уже в этот период им издаётся первое в России учебное пособие по межнациональным и федеративным отношениям для студентов Российской академии государственной службы (РАГС).

Став членом Правительства РФ, где он курировал вопросы по национальной политике, Рамазан Гаджимурадович продолжает интенсивно проводить научные исследования в областиэтнонациональных отношений и этнофедерализма. В 1997-1999 гг. выходят егоработы, посвящённые разнообразным аспектам этнополитической проблематики в современной России, истории Кавказской войны. А совместно с коллегами по работе в Отделе национальной политики ЦК КПСС он издаёт первое в России методическое пособие для администраций субъектов РФ по формированию основ и практической реализации национальной политики.

В 2001 году Рамазан Гаджимурадович в соавторстве выпускает первое в России учебное пособие по основам национальных и федеративных отношений для студентов РАГС, а в 2004 году уже самостоятельно, в рамках издательской программы «300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга», выпускает два учебника уже ставшими каноническими в области этнической политики и федерализма.

Став в 1998 году председателем Совета Общественной организации «Ассамблея народов России», Рамазан Гаджимурадович организовал серию изданий «Народы моей России», удостоенной премии Правительства РФ в области культуры 2010 года. В рамках этого проекта он написал про русских, белорусов, таджиков, татар, башкир, калмыков, про народы Дагестана, про субэтнос русских – кубанских казаков, а также про лица и костюмы народов РФ.

Возглавив Республику Дагестан, Рамазан Гаджимурадович уже издал несколько монографий, посвящённых этому многонациональному региону.

Не станет преувеличением, что для оценки вклада Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова в развитие теории и практики отечественной этнополитики и этнофедеративных отношений, можно использовать название одной из его последних работ, которое позволяет это сделать кратко и ёмко – «Разумные слова и реальные дела».