Российско-Киргизский Фонд развития

Аналитика

12 августа 2015 года   вступил в силу Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Кыргызстан стал полноправным членом Союза наряду с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Россией.  Помимо ряда преференций и преодоления барьеров для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, стране пришлось подстраиваться под общие стандарты лидеров союза на фоне экономического кризиса. Стандарты в кредитовании и инвестировании диктует в данном случае Российско-Киргизский Фонд развития – структура созданная Россией для поддержки Киргизии и амортизации негативных эффектов при вступлении в ЕАЭС. О нём и пойдет речь в данной статье.

 

Небольшая справка (с официального сайта РКФР)

Российско – Кыргызский Фонд развития является важнейшим инструментом процесса интеграции Кыргызской Республики в Евразийский Экономический Союз.

Целью Российско – Кыргызского фонда развития является содействие экономическому сотрудничеству между Кыргызстаном и Россией, модернизации и развитию киргизской экономики, эффективному использованию возможностей, обусловленных участием сторон в евразийской экономической интеграции.

Социально-экономическая ситуация в стране будет зависеть от способности и скорости переориентации экономики на выпуск конкурентоспособной продукции и абсорбции освобождающейся рабочей силы. В этой связи, главный упор должен быть сделан на развитие отраслей экономики, которые в краткосрочном периоде могут создать максимальное количество рабочих мест, а в долгосрочном этапе обеспечить конкурентоспособность экономики и занятие своей ниши в мировой экономике. Данные мероприятия невозможны без финансовой поддержки Правительства и партнеров по развитию для адаптации отечественного бизнеса к быстрой смене условий экономической среды.

Миссия, цели и задачи

Миссия Фонда заключается в содействии модернизации и развитию экономики Кыргызской Республики, а также экономическому сотрудничеству между странами-участницами Фонда. Фонд призван стать катализатором развития экономики Кыргызской Республики в условиях евразийской экономической интеграции.

Для достижения обозначенных целей Фонд осуществляет следующие задачи:

 

  1. Кредитование самоокупаемых проектов в приоритетных секторах экономики

Кыргызской Республики, в том числе финансирование хозяйствующих субъектов Российской Федерации, участвующих в проектах, реализуемых на территории и/или в                     интересах Кыргызской Республики.

 

  1. Участие в капитале хозяйствующих субъектов, зарегистрированных и ведущих свою деятельность в Кыргызской Республике

 

  1. Оказание содействия хозяйствующим субъектам, зарегистрированным и ведущим свою деятельность в Кыргызской Республике, в получении средне- и долгосрочных кредитов на приемлемых финансовых условиях

 

  1. Участие в развитии предприятий финансового сектора экономики Кыргызской Республики, в том числе содействие внедрению предприятиями – получателями средств Фонда новых видов финансовых услуг и продуктов

 

  1. Оказание содействия в использовании его партнерами и клиентами современных методов корпоративного управления

 

  1. Решение иных задач, совместно определяемых российской и кыргызской сторонами.

 

В рамках серии статей о евразийском сотрудничестве мы решили поговорить с президентом Центра перспективных исследований Сергеем Ивановичем Масауловым о плюсах и минусах фонда, который занимается поддержкой экономики Киргизии.

 

Сергей Иванович, какие проекты фонда на ваш взгляд будут наиболее выгодными и продуктивными для Киргизии?

– Начнем с того, что фонд специально создан для поддержки проектов развития в Кыргызстане. Как определять проекты развития? Критерии, выработанные фондом (прим. – есть на официальном сайте фонда www.rkdf.org ) достаточно четкие и на мой взгляд правильные. Другое дело, в какой мере эти критерии учитывают реальную ситуацию в стране. Дело в том, что под такие достаточно жесткие условия попадают  в основном  уже работающие  проекты, поэтому набор критериев, принятый фондом оказывается трудно применим к  еще не стартовавшим начинаниям. На данный момент у нас нет новых проектов, которые удовлетворяли бы этим условиям, нет проектов, которые могли бы в перспективе вырасти в  средние, или большие.

С какими сложностями столкнулся фонд с момента его создания?

– Фонд столкнулся с нехваткой проектов, более того, в какой-то момент возникла опасность, что деньги будут потрачены впустую. Поэтому надо было реализовывать уже существующие программы на базе КР (их мало: мясная переработка и т.д.), чтобы не было невозвратности. Руководство фонда в лице Нурсулу Ахметовой приняло решение, что из 350 млн. долларов 265 млн. долларов будут размещены в российских банках под 4%. Деньги сейчас приносят результат, они не лежат мертвым грузом, и все доходы будут использованы в Кыргызстане, и будут работать на благо страны. Однако подобная политика вызвала ряд вопросов со стороны парламента КР. Высказывалась критика, связанная с тем, что эти деньги обрабатываются  в России, а не в КР. Руководитель фонда разъяснила ситуацию: киргизской банковской системе не хватает мощности, и нет инфраструктуры, которая позволяла бы работать с этими деньгами. Многие независимые эксперты подозревают, что некоторые члены парламента Киргизии особо интересуются этим вопросом, так как пытаются создать возможность использовать эти средства в личных целях.

Сергей Иванович, известно ли вам что-нибудь о соприкосновении фонда с теневой экономикой Киргизии?

– Проблема теневой экономической деятельности и не целевого расходования средств – одна из самых  острых на данный момент. Есть разные возможности для перегона денег, поэтому фонд развития, а именно его руководство, каждый раз принимают в расчет эту ситуацию – они хотят сохранить деньги для реальных проектов и развития Кыргызстана. Возможный конфликт интересов чреват перестановками кадров или полной сменой руководства некоторых инстанций. Так или иначе, кураторы фонда достаточно четко, придерживаясь установленных правил, продолжат способствовать развитию бизнеса в Республике.

 

Беседовал Егор Евлашков