
Как с помощью рейтингов политизируется наука
или почему Россия, Турция и Китай оказались в числе нестабильных государств по версии The Fund for Peace в 2021 году
Ежегодно американский The Fund for Peace рассчитывает Индекс нестабильности государств (или Индекс недееспособности, как принято в русскоязычном пространстве) практически для всех стран мира по сложной синтетической методике на основе множества индикаторов, объединенных в 12 групп.
Что же такое нестабильное государство? По мнению разработчиков, нестабильные государства утрачивают физический контроль над своей территорией, теряют монополию на силу, не могут иметь эффективного законодательства, неспособны предоставлять государственные услуги и не могут полноправно взаимодействовать с другими странами. Ну а стабильные государства, соответственно, все это могут.

Идея таких индексов интересна и востребована, как в научном мире, так и в прикладной политике. Но несмотря на показную научность и непредвзятость методологии данного конкретного Индекса нестабильности, результаты получились во многом политизированными.
К устойчивым государствам отнесены в основном страны условного «Запада» (среди них есть исключения, такие как Монголия), а в группу «Warning» свалены все: от Сенегала и Гватемалы, до России и Турции. И то, что Гана и Габон в рейтинге выглядят лучше, чем Азербайджан, Марокко, Таиланд и Грузия, а Афганистан лучше Сирии и Йемена – вызывает очень много вопросов.
Если Вы углубитесь в методологию, то некоторые вещи станут понятны. Во-первых, разработчикам индекса не удалось уйти от экспертных опросов, а это сразу «минус» с точки зрения «чистой науки».
Во-вторых, в методологию включается контент-анализ СМИ, но новостные материалы часто бывают ангажированы и искажают объективную картину.
В-третьих, многие индикаторы-вопросы сформулированы так, что ответы на них можно дать только субъективно.
Например, в блоке «Легитимность государства» существует такой вопрос: «Есть ли у народа доверие к правительству?» или вот вопрос в блоке «Неравномерное экономическое развитие»: «Существует ли экономическая справедливость?».
Наконец, самое интересное в блоке «Внешнее вмешательство»: «Проводятся ли тайные операции?». Как тайные операции можно количественно измерить или доверить оценку экспертам?
Нельзя дать объективный ответ на этот вопрос, по крайней мере верифицируемый. На выходе же получается то, что получается – рейтинг, отражающий на самом деле отношение конкретного Фонда к внешнему миру.
Немного информации о фонде FFP. Это американская некоммерческая неправительственная исследовательская и образовательная организация, основанная в 1957 году в Вашингтоне и «работающая над предотвращением насильственных конфликтов и обеспечением устойчивой безопасности». Презентацию Индекса нестабильности государств в 2021 году открывали конгрессмен США Майкл Маккол и сенатор Крис Кунс.
В Фонде постулируют, что непрерывный мониторинг с использованием одной и той же методологии может помочь в процессе принятия решений по антикризисным стратегиям и программам развития в государствах мира. При этом, потребителей, заинтересованных в публикации таких рейтингов, кроме самих США, пока не прослеживается.