О причинах и последствиях Суданской революции
Неделю назад в Судане произошел очередной военный переворот, вызванный экономическим кризисом и продолжительными конфликтами внутри государственных институтов страны.
Вкратце причины переворота сводятся к следующему:
1) После свержения Омара Аль-Башира в 2019 г., гражданское правительство Судана по главе с Абдаллой Хамдоком запустило программу реформ, чтобы добиться реструктуризации внешнего долга и привлечь финансовую помощь США и МВФ. Это спровоцировало резкий рост инфляции и безработицы, в результате чего усилились протесты голодающего населения.
Нечто подобное мы наблюдали в 2017 г., когда после частичного снятия американских санкций, правительство аль-Башира под давлением МВФ запустило программу бюджетной экономии. Уже в 2018 г. дефицит бюджета в $5 млрд спровоцировал девальвацию суданского фунта более чем в 2,5 раза и резкий рост инфляции.
2) Правительство Хамдока считало необходимым взять курс на отстранение военных от политических процессов — сделать армию независимым органом в структуре безопасности, но при этом не смогло урегулировать противоречия с представителями вооруженных группировок, не подписавших в 2020 г. мирное соглашение в Джубе.
Например, племена Восточного Судана, интересы большинства из которых не были учтены в соглашении, в конце сентября объявили о перекрытии единственного нефтепровода, который соединяет Хартум с городом Хайя. Также протестующие блокировали порты Красного моря и главную дорогу между Хартумом и Порт-Суданом (ключевой порт для суданской экономики).
3) После соглашения в Джубе, срок переходного периода «обнулился» (39 месяцев с 2019 г. до парламентских выборов в 2023-м), при этом дата передачи власти военным лидером Суверенного Совета аль-Бурханом, изначально запланированная в мае 2021 года, так и не была согласована, что спровоцировало новые разногласия.
Что дальше?
Многие эксперты высказывают мысль, что военные власти по главе с аль-Бурханом не продержатся до июля 2023 г., чтобы передать власть гражданскому правительству согласно обязательствам. Главной причиной таких пессимистичных прогнозов называют отказ США, ЕС и связанных с ними международных институтов от финансовой помощи Судану.
Однако, несмотря на активную прозападную риторику недавно свергнутого Абдаллы Хамдока и его правительства, ключевым экономическим партнером Судана остается Китай, вполне способный обеспечить стабильность режима на продолжительное время.
На долю Судана сейчас приходится около 15% всего китайского импорта нефти. КНР уже вложила в суданский нефтяной сектор и логистическую инфраструктуру свыше $7 млрд. В 2018 г. ежедневный экспорт Судана и Южного Судана в Китай составлял около 114 000 баррелей нефти. Китайская национальная нефтяная корпорация CNPC контролирует около 40% акций в совместном предприятии Greater Nile Petroleum Operating, ведущем нефтедобычу на месторождениях Судана и Южного Судана. Эта корпорация также контролирует нефтепровод протяжённостью более 1,5 тыс. км, по которому нефть перекачивают в Порт-Судан. Китай также активно вкладывается в суданскую текстильную промышленность, с/х и другие сектора экономики.
Недавний переворот или «захват власти», как его называет аль-Бурхан в стремлении сгладить негативное впечатление от произошедшего у США и других западных партнеров, нанес удар по позициям США и существенно укрепил влияние Китая, экспансия которого не прекращалась на протяжении долгих лет санкционного давления на Судан. При этом политика правительства Абдаллы Хамдока всерьез угрожала планам Пекина. Например, Абдалла Хамдок заявлял о сомнительной роли китайских компаний в нефтяном секторе, намекая на возможность пересмотра достигнутых ранее договоренностей.
Вопрос, который теперь стоит перед аль-Бурханом: на какие максимально выгодные Китаю, арабским странам, России и другим партнерам уступки он готов пойти, чтобы привлечь внешнюю помощь и удержать Судан от следующей революции.