
США столкнулись с «синдромом Кэсона» в Афганистане
Больше 2 трлн долларов США потратили на войну в Афганистане. Многие из статей расходов не оправдали себя из-за коррупции, просчетов и растрат. Но даже если бы американцы все делали по плану, они бы столкнулись с некоторой объективной реальностью, способной нивелировать любое целенаправленное воздействие на какие-то конкретные территории.
Идея «точек роста» давно закрепилась в региональной экономике, экономической географии, урбанистике и других научных направлениях благодаря исследованиям Г. Мюрдаля, Ф. Перру, Ж. Брудвиля и др.
«Точка роста» понимается в разных науках по-разному, в одном случае под ней могут подразумевать строительство Транссибирской магистрали и ее влияние на экономику Российской империи, в другом – экономический подъем Китая в конце XX — начале XXI века. Но механизм, заложенный в данную идею, универсален. «Точка роста», под которой может иметься в виду целая страна или отдельное предприятие, передает импульс развития на прилежащие территории и элементам общественных систем, связанным с «точкой» прямыми системными связями.
«Точки роста» вдохновили многих политиков и экономистов на создание особых экономических зон, умных городов и кластеров. Сейчас такие решения производятся осознанно, но на практике «точки роста» возникали намного раньше. Как пример, еще во второй половине XIX века открытие для иностранцев портов в Японии внесло огромный вклад в Революцию Мэйдзи – в модернизацию страны, да так, что Япония смогла соперничать с мировыми империями уже через несколько десятилетий.
Несмотря на сотни примеров, «точки роста» в действительности могут не дать благоприятного эффекта. Один из таких случаев получил название «синдром Кэсона». Технопарк «Кэсон» был основан в КНДР недалеко от города Кэсон и границы с Южной Кореей в 2004 году. Промышленный парк задумывался как совместный проект Южной Кореи и КНДР, который должен был помочь развитию приграничных регионов и подстегнуть развитие Северной Кореи.
Спустя 10 лет стало понятно, что технопарк не дает желаемого эффекта, южнокорейские компании терпят убытки, а КНДР не устраивал налоговый статус резидентов. На фоне обострения отношений между странами технопарк был закрыт в 2016 году. Причин такому исходу можно назвать множество, однако «точка роста» более чем за 10 лет так и не запустила свой импульс.

Полностью полагаться на один или несколько ключевых проектов без программы комплексного развития территории часто оказывается ошибочным решением. Именно такую ошибку совершили США в ходе своей военной кампании в Афганистане. Американцы тратили средства в стране точечно и крайне неравномерно: в одних районах страны и крупных городах происходило какое-то развитие, в других шла война, сбрасывались бомбы или до них просто не доходили руки.
Многие афганцы в интервью разным журналистам отмечали, что американцы ничего не построили за 20 лет. Отдельные дорогостоящие проекты показали свою неэффективность. Только 6% всех американских расходов на кампанию в Афганистане были направлены на точечное восстановление страны. Результаты мы с вами видим сейчас: полуразрушенная на грани гуманитарной катастрофы страна без инфраструктуры. Если Вы вдруг окажетесь в Афганистане, то вряд ли почувствуете, что здесь было потрачено восемь годовых бюджетов Мексики. Можно сказать, что «синдром Кэсона» повторился еще в одной стране, но теперь в гораздо больших масштабах.