Беларусь после референдума
27 февраля в Беларуси пройдет референдум о внесении поправок в Конституцию, по результатам которого, высшим органом власти в стране станет Всебелорусское народное собрание.
При этом, какое конкретное место отвел для себя президент Александр Лукашенко в новой властной иерархии и какие изменения в реальности последуют после принятия Конституции, пока не совсем понятно.
Происходящее в Беларуси многими экспертами интерпретируется как «транзит власти», предусматривающий значительные изменения в структуре управления.
Попробуем коротко обозначить несколько сценариев, которыми могут руководствоваться представители белорусской элиты в рамках этого транзита.
- «Ползучая интеграция» с Россией посредством допуска российского частного бизнеса на белорусский рынок и цифровизации.
Сближение различных секторов экономик двух стран, по нашей информации, является одним из ключевых элементов договоренностей, которые проводились после того, как Россия выступила в поддержку Александра Лукашенко после неудачной попытки революции в августе 2020 года.
После эскалации конфликта на Украине, а также учитывая тот фактор, что ряд санкций вводится «комплектом» и против России и против Беларуси, нет сомнений, что страны активизируют это сближение для минимизации негативных эффектов от экономических ограничений.
Например, 25 февраля вице-премьер Беларуси Николай Снопков заявил, Минск готов перенаправить нефтепродукты с рынка Украины в Россию, сейчас примерно 70% белорусского экспорта в торговле с Украиной приходится на нефтепродукты. Вероятно, аналогичные решения будут приниматься и по другим статьям.
При таком сценарии, интеграционные процессы будут проходить поступательно и практически незаметно для населения двух стран. В том числе, эта поступательность будет обусловлена одновременным внедрением цифровых технологий в сферу государственных услуг обеих стран и в целях импортозамещения. Именно этот сценарий является базовым на данный момент.
2. Попытки белорусской элиты сохранить независимость: передача власти некому коллективному органу
Данный сценарий возможен, если окружение Лукашенко (в том числе при его поддержке) предпочтет организовать белорусское «политбюро» на базе новообразованного Всебелорусского народного собрания. В таком случае интеграционные процессы с Россией будут замедляться, а элита постарается вернуться к многовекторности, объясняя Москве и Брюсселю, что Беларусь выполняет роль необходимой буферной зоны для коммуникаций России с Европой, а значит не должна становиться объектом санкционного давления.
Из кого будет состоять ВНС? Туда входят действующий президент; экс-президент; представители законодательной, исполнительной и судебной властей; депутаты из местных советов депутатов; представители гражданского общества.
3. Вмешательство из-за рубежа и революция на фоне раскола элит
Третий сценарий маловероятен, однако должен учитываться как фактор риска в случае одновременной реализации первых двух сценариев: происходит сближение с Россией и одна часть элиты это поддерживает, а другая — выступает резко против. В такой ситуации Беларусь будет наиболее уязвима для влияния из Польши и Литвы.
Далее мы хотели бы опубликовать подробный социально-экономический и геополитический обзор, чтобы зафиксировать те реалии в которых Беларусь находится в моменте перед грядущими изменениями.
Государственное устройство
Статус суверенного независимого государства Беларусь обрела в первой половине 1990-х годов. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял «Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР», которая провозгласила верховенство Конституции БССР и ее законов на территории республики, входившей в состав СССР.
25 августа 1991 года Верховный Совет БССР принял решение о придании «Декларации о государственном суверенитете БССР» статуса Конституционного Закона, а также было принято Постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности республики. В результате в собственность Беларуси перешли предприятия, организации и учреждения общесоюзного подчинения, которые находились на ее территории. 19 сентября 1991 года Верховный Совет БССР утвердил новое название страны — Республика Беларусь. 8 декабря 1991 года представители Беларуси подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и денонсации Договора об образовании СССР. 10 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Беларусь ратифицировал соглашение о создании СНГ и принял решение о денонсации Союзного договора 1922 года. Таким образом, свою историю как суверенное независимое государство Республика Беларусь начала в декабре 1991 года. Фундаментальным шагом в государственном строительстве Беларуси стало подписание Договора о создании Союзного государства (8 декабря 1999 года), который стал юридической и политической основой для интеграции с Российской Федерацией. 26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.
Действующая Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси (после Октябрьской революции 1917 года). Изменения и дополнения в Конституцию вносились дважды путем референдума – в 1996 году она была изложена в новой редакции, в 2004 году в нее были внесены изменения, расширившие полномочия Президента.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, государственную власть в Республике Беларусь осуществляют Президент Республики Беларусь, Парламент и Правительство Республики Беларусь, суды Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь, состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Исполнительную власть в Беларуси осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь. Органы исполнительной власти по масштабу деятельности рассматривать как республиканские и местные. К республиканским органам относятся министерства и государственные комитеты Республики Беларусь. К местным относят исполнительные комитеты и местные администрации (городские, районные и сельские советы). Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Она состоит из Конституционного Суда и системы судов общей юрисдикции. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
Экономико-географическое положение
По размерам территории Беларусь занимает 13-е место среди 44 континентальных стран Европы или 84-е место в мире. По площади Беларусь в 1,2 раза превосходит Литву, Латвию и Эстонию вместе взятые, она немного меньше Великобритании или Румынии, но в 2,2 раза больше Португалии или Венгрии.
Географическое положение Беларуси в настоящее время, в эпоху глобализации и регионализации мирового хозяйства, оценивается как один из важнейших стратегических факторов социально-экономического развития страны. Беларусь находится в центре Европы (относится к группе стран Центрально-Восточной Европы), на водоразделе Черного и Балтийского морей, является равнинной страной, занимая западную часть Восточно-Европейской (Русской) равнины, т. е. не имеет существенных физико-географических препятствий для связей с соседними странами.
Большую часть территории страны (около 70%) занимают низменности с абсолютными высотами до 200 м, на долю возвышенностей приходится примерно 30% общей площади ее поверхности. Самая низкая местность над уровнем моря – долина Немана в Гродненской области (80 – 90 м), самая высокая точка Беларуси – гора Дзержинская в Дзержинском районе Минской области (345 м). Северную часть страны занимает Белорусское Поозерье с ледниковым и озерно-ледниковым по происхождению рельефом. Срединная часть страны расположена в конечно-ледниковой полосе Белорусской возвышенности. Южнее размещаются водно-ледниковые равнины Предполесья и плоские, часто заболоченные аллювиальные низины Полесья, сформированные в речном бассейне Припяти.
Беларусь размещается на водоразделе рек, относящихся к бассейнам Балтийского и Черного морей. Общая протяженность рек страны – 90,6 тыс. км. Крупнейшие из них – Днепр, Западная Двина и Неман. Самая длинная река в пределах республики – Днепр (на территории страны ее протяженность превышает 700 км). В стране почти 11 тыс. озер. Крупнейшие из них находятся на севере страны, образуя ряд групп – Браславскую, Ушачскую, Нарочскую, Мядельскую, Болдукскую и др. Самое большое озеро – Нарочь (площадь – 79,66 км2), самое глубокое – Долгое (глубина – 53,6 м).
Климат Беларуси умеренно-континентальный, переходный от морского к континентальному, формирующийся преимущественно под влиянием воздушных масс Атлантики, характеризуется дождливым нежарким летом, мягкой зимой с частыми оттепелями, неустойчивой погодой весной и осенью.
В соответствии с оценкой природных условий жизни населения СССР, проведенной институтом географии АН СССР в 1980-х годах и включавшей оценку по пятибалльной шкале 12-ти внеклиматических и 16-ти климатических условий, а также степени разнообразия и привлекательности ландшафта, вся территория Беларуси относится к зоне с наиболее благоприятными природными условиями для жизни населения с оценкой 3,5 балла и выше (к этой зоне было отнесено 9,4 % территории СССР). При этом часть территории Гродненской области (от границы с Литвой до Минской области) и центральная часть Минской области получили в пределах упомянутой градации более высокую оценку – 3,78 балла.
82,8 тыс. км2 занимают в Беларуси леса. Это 39,9% от общей площади страны. В Беларуси функционируют 1 307 особо охраняемых природных территорий общей площадью 1,88 млн га (на 1 января 2021 года), что составляет 9% от площади страны. Из них 1 заповедник (Березинский биосферный заповедник), 4 национальных парка (ГПУ НП «Беловежская пуща»; ГПУ НП «Припятский», ГПУ НП «Браславские озера», ГПУ НП «Нарочанский»), 381 заказник. Наиболее известная заповедная территория страны – Беловежская пуща, крупнейший остаток реликтового хвойно-широколиственного леса Европы, местообитание уникальной популяции зубра. В состав Красной книги Республики Беларусь в настоящее время внесено 202 вида диких животных и 303 вида дикорастущих растений. Беларусь является одним из мировых лидеров по восстановлению болот: за последние 20 лет природе возвращено более 50 тыс. га неэффективно осушенных болот.
Минеральные ресурсы Беларуси, несмотря на бытующее утверждение об их бедности, представлены более чем 30 различными видами полезных ископаемых. Разведанные к настоящему времени запасы минерально-сырьевых ресурсов позволяют полностью обеспечить потребности страны не только в калийных и поваренных солях, но и в доломитовом, известковом и цементном сырье, керамических и тугоплавких глинах, песках строительных и формовочных, песчано-гравийных материалах, строительном камне, торфе, пресных и минеральных водах.
Из минерально-сырьевых ресурсов Беларуси важнейшими являются калийные соли и поваренная соль. По запасам калийных солей Беларусь занимает 3 место в мире. На территории Беларуси в Минской и Гомельской областях выявлены три месторождения и два участка калийных солей суммарными запасами 7,5 млрд т. Разрабатывается Старобинское и Петриковское месторождения. В мировом экспорте калийных удобрений Беларусь занимает третье место после Канады и России. 11 сентября 2015 года с участием Президента страны дано официальное начало строительству Нежинского горно-обогатительного комплекса мощностью не менее 1,1 млн т хлорида калия в год. Ключевым инвестором является ИООО «Славкалий».
Транспортно-географическое положение Беларуси, несмотря на отсутствие непосредственного выхода к Мировому океану, можно охарактеризовать как благоприятное. Она расположена на пересечении основных трансъевропейских коммуникационных путей. Из десяти ключевых трансъевропейских транспортно-коммуникационных коридоров, два непосредственно проходят по ее территории (коридоры № 2 и № 9 с ответвлением 9 В). В последнее время происходит формирование продолжения коридора № 5, соединении его на территории Беларуси с коридором № 2. В частности, установленные второй общеевропейской Конференцией по транспорту трансъевропейские коридоры имеют следующие направления: № 2 («Запад–Восток»): Берлин–Варшава–Минск–Москва–Н. Новгород; № 9 («Север– Юг): Хельсинки–С.-Петербург–Витебск–Орша–Могилев–Гомель–Киев–Любашевка–Кишинев–Бухарест–Дмитровград–Александруполис (Греция) с ответвлением № 9 В (Гомель–Жлобин–Минск–Молодечно–Вильнюс–Каунас–Клайпеда/Калининград). Актуальным для формирования транспортных коридоров на территории Беларуси являются проекты развития трансъевропейского коридора № 5: Триест–Любляна–Будапешт–Ужгород–Львов в дальнейшем направлении: Львов–Ровно–Сарны–Барановичи (подключение ко 2-му коридору и к направлению на Вильнюс через г. Лида).
Кроме того, через территорию Беларуси проходят транспортно-коммуникационные коридоры, обеспечивающие международные связи Беларуси с Прибалтийскими странами, Польшей, Украиной, Россией, а также этих стран между собой. Это: Южные регионы России–Брянск–Гомель–Мозырь–Пинск–Даугавпилс–Рига; Варшава–Белосток– Гродно–Лида–Молодечно–Полоцк–С.-Петербург.
Через территорию Беларуси осуществляются поставки российского газа и нефти в Польшу, Германию, Чехию, Словакию, Венгрию, Латвию, Литву, на Украину, а также в российскую Калининградскую область. Через страны проложен основной для российского экспорта нефтепровод «Дружба», а также менее значимый нефтепровод Ярославль–Полоцк с возможностью выхода к портам Литвы и Латвии. Через Беларусь проходит участок магистрального газопровода «Ямал–Европа». Доля белорусского транзита в обеспечении поставок российского газа в Европу в последнее время сокращается в связи с запуском газотранспортной системы «Северный поток 2».
Современное геополитическое положение Беларуси в современных условиях можно оценить как сложное по двум обстоятельствам. Первое связано именно с выгодностью экономико-географического положения Беларуси, второе — с тем, что Беларусь имеет малый «вес» в мирохозяйственной системе и в экономическом отношении принадлежит к категории «малых» стран, не оказывающих существенного влияния на развитие мировых экономических процессов, и поэтому ее геополитическое положение могут определять интересы других крупных, влиятельных стран. Беларусь в современных условиях, не располагая собственными инвестиционными ресурсами, не имея достаточного количества энергоресурсов и сырья, но обладая выгодным экономико-географическим положением, была заинтересована в том, чтобы, используя свое географическое положение, играть роль соединительного моста между Западом и Востоком, Севером и Югом Европы, стать центром оказания деловых и транспортно-коммуникационных услуг европейским государствам, привлечь для развития экономики страны крупномасштабные инвестиции и из стран Западной Европы, и из России, и из других стран СНГ. Но при этом Беларусь вынуждена учитывать интересы своих крупных и влиятельных соседей — России и Европейского Союза, и на этой основе определять приоритеты в своей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
По численности населения (9,35 млн чел. на 01.01.2021) Беларусь занимает в Европе 14-е место, немного уступает Португалии, опережает Грецию, Болгарию, имеет почти одинаковую численность населения с Бельгией, Венгрией, Чешской Республикой, Швецией. В ХХI век Беларусь вступила с такими эволюционными демографическими тенденциями как отрицательная динамика численности населения, естественная убыль, старение населения и другие.
На фоне общих трендов в стране происходит увеличение разрыва между демографическими параметрами городов и сельской местности. С 1980-х годов Беларусь занимала позицию малой страны по численности населения (превышала 10 млн чел.). Однако с 1999 года началось ее поступательное сокращение. Для динамики населения Беларуси, как и для большинства государств Восточной Европы, характерно ежегодное сокращение – 0,3 % в год. На протяжении 15 лет ХХІ века рождаемость населения в Беларуси соответствовала среднеевропейскому уровню (около 11‰). Начало столетия было связано в стране с ростом рождаемости, что объяснялось пребыванием в репродуктивном возрасте «последнего» относительно многочисленного поколения женщин, родившихся в начале 1990-х гг., и реализацией государственных мер поддержки молодых семей. Однако с 2015 года в стране начало ощущаться действие новой демографической волны, связанное с вступлением в репродуктивный возраст малочисленного поколения женщин, родившихся в конце ХХ века, рождаемость стала сокращаться и составляет в настоящее время 9,3 ‰ (2019). Смертность населения в Беларуси превышает среднеевропейский показатель и составляет 12,8 ‰ (2019). Естественное движение населения характеризуется убылью, что в целом соответствует ситуации в большинстве восточноевропейских стран.
По плотности населения (48 чел./км2) Беларусь отстает от западноевропейских стран (средняя плотность населения в Европейском Союзе около 115 чел./км2), от большинства стран Центрально-Восточной Европы. Например, при почти такой же численности населения Бельгия имеет плотность населения 333 чел./км2, а Великобритания при сопоставимой площади территории имеет плотность населения 242 чел./км2.
Государство достаточно активно проводить пронаталистскую политику. Вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2021 г. № 28, которым утверждена Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы. Положения программы затрагивают практически каждую семью и каждого гражданина. Ее цель – создание условий для улучшения здоровья населения с охватом всех этапов жизни, повышения качества и доступности услуг системы здравоохранения. Ей предусматривается создание условий для улучшения здоровья населения, развития и укрепления семейных ценностей, повышения престижа родительства, улучшения воспроизводства населения, сокращения уровня смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, повышения качества и доступности услуг системы здравоохранения, а также оптимизации внутренних миграционных процессов.
Экономика Беларуси — 114-я экономика мира по объему ВВП на душу населения по ППС (на 2019 год, по данным Всемирного банка), по этому показателю, который составляет 19 943 долларов США, Беларусь занимает место между государством Мальдивы и Мексикой. В целом за 2010-2020 годы ВВП страны увеличился в сопоставимых ценах на 18,3% при росте производительности труда за указанный период на 28,2%. Сегодня развитие экономики Беларуси происходит в условиях двойного удара. Во-первых, на нее продолжает оказывать влияние пандемия COVID-19. Во-вторых, принятые санкционные ограничения со стороны ЕС и США. Тем не менее, белорусская экономика продолжает сохранять устойчивый рост. По итогам I полугодия ВВП составил 103,3%.
В 2019 году Республика Беларусь улучшила свои позиции в ряде международных рейтингов, выступающих важными индикаторами уровня развития страны в определенных сферах для иностранных инвесторов и кредиторов. О прогрессе в области устойчивого развития свидетельствуют высокие позиции Беларуси по показателям достижения странами ЦУР SDG Index and Dashboards Report международного фонда Bertelsmann Stiftung и сети организаций глобальной инициативы ООН Sustainable Development Solutions Network. Беларусь заняла 18 место (78,76 балла из 100), получив оценку выше средней по региону Восточной Европы и Центральной Азии (рейтинг охватывал 166 страны мира и включал около 100 показателей, связанных с выполнением ЦУР). В рейтинге по Индексу человеческого развития, являющемся общепризнанным инструментом сравнения уровня жизни различных стран мира, Беларусь занимает 53 позицию из 189 государств и входит в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития по классификации ООН. В общем рейтинге национального благосостояния (Legatum Prosperity Index 2019) Беларусь заняла 73 место (из 167 стран). Беларусь имеет высокие позиции по уровню образования (32 место) и по уровню условий жизни (45 место). В результате целенаправленных мер по совершенствованию отношений собственности и улучшению бизнес-климата обеспечиваются высокие позиции Беларуси в соответствующем международном рейтинге. В частности, в рейтинге «Ведение бизнеса 2020» Беларусь заняла 49 место из 190 стран мира. В рейтинге университетов QS EECA University Rankings 2021 Белорусский государственный университет вошел в топ-25 в регионе развивающейся Европы и Центральной Азии. Исследование в целом оценивает свыше 2,5 тыс. вузов на основе шести показателей: исследовательская деятельность, преподавание, мнение работодателей и карьерный потенциал, количество иностранных студентов и преподавателей. Беларусь заняла 40 место из 193 в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства (United Nations E-Government Survey 2020), что на 2 позиций лучше результатов 2018 года. Беларусь впервые попала в топ-40 – группу стран с очень высоким индексом развития электронного правительства. По индексу электронного участия (E-Participation), который отражает развитие сервисов активной коммуникации между гражданами и государством, Беларусь поднялась на 57 место (в 2016 году была на 76). По индексу развития ИКТ (Международного союза электросвязи) Беларусь заняла 32 место из 176 стран. По подиндексу доступа к ИКТ занимает 34 место (2010 год — 51). По подиндексу в сфере использования ИКТ Беларусь находится на 40 месте (2010 год — 57). По подиндексу навыков входит в десятку лучших стран (5 место), уступая лишь Австралии, Республике Корея, США и Греции.
Промышленное производство формирует четверть валового внутреннего продукта Беларуси (в 2020 году – о 25,5%). Наиболее развитые промышленные отрасли страны – машиностроение, легкая и пищевая промышленности, деревообработка, нефтехимическая и фармацевтическая отрасли. Машиностроение является ведущей отраслью, опорой и движущей силой экономики страны, играет важную роль в социально-экономическом и интеллектуальном развитии государства и по праву считается фундаментом всего промышленного комплекса. Ежегодно около 65-70% машиностроительной продукции идет на экспорт. Крупнейшими экспортноориентированными предприятиями являются ОАО «МТЗ», ОАО «БЕЛАЗ», ОАО «Амкодор», ОАО «Гомсельмаш», ОАО «МАЗ». В 2017 году состоялось важное событие в истории белорусского машиностроения – на заводе СЗАО «БЕЛДЖИ» в Борисовском районе с конвейера сошел первый серийный белорусский легковой автомобиль. Если в производстве карьерной, пассажирской, сельскохозяйственной техники у Беларуси были серьезные компетенции со времен Советского Союза, то легковое автомобилестроение стало абсолютно новой в белорусском машиностроении.
Долгосрочной целью развития энергетики в Беларуси является удовлетворение потребностей экономики и населения страны в энергоносителях на основе их максимально эффективного использования при снижении нагрузки на окружающую среду. В Беларуси ведется строительство первой атомной электростанции суммарной мощностью двух энергоблоков 2400 МВт. Физический запуск первого блока АЭС состоялся в августе 2020 года. Официальный запуск первого блока Белорусской АЭС состоялся 7 ноября 2020 года с участием Президента. Лицензия на промышленную эксплуатацию первого энергоблока выдана 2 июня 2021 года. 10 июня первый энергоблок БелАЭС был введён в промышленную эксплуатацию. Ежедневный объем производства электроэнергии первым энергоблоком БелАЭС составляет около 27-27,5 млн кВт⋅ч при общем объёме производства в белорусской энергосистеме порядка 95 млн кВт⋅ч. Основной партнер Беларуси в проекте по строительству АЭС – российская компания «Атомстройэкспорт»; Россия предоставила Беларуси кредит на строительство, на сумму 10 млрд долларов, сроком на 25 лет. На 1 марта 2021 года было использовано средств кредита на сумму 4,7 млрд долларов. Общая ориентировочная стоимость строительства составила порядка 6 млрд долларов.
Сельское хозяйство является важной отраслью экономики Республики Беларусь, обеспечивающей продовольственную безопасность и экспортный потенциал. Сельское хозяйство специализируется на выращивании зерновых, картофеля, овощей, сахарной свеклы, льна, мясо-молочном животноводстве и свиноводстве. Доля отрасли в структуре ВВП по итогам 2020 г. составила 6,8%. Еще 6,6% ВВП принесли производители продуктов питания, напитков и табачных изделий, основу которого (примерно 85%) составляют перерабатывающие предприятия АПК. Таким образом совокупный вклад сельского хозяйства и АПК в ВВП Беларуси можно оценить в 12,4%. В отрасли трудилось около 266 тыс. человек. На 1 января 2021 года в отрасли насчитывалось более 1,4 тыс. сельскохозяйственных организаций и 3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения в Беларуси соответствует уровню развитых стран и по многим позициям превышает показатели, достигнутые в странах СНГ. Более 3/4 всех продовольственных товаров, которые попадают в корзины белорусов, – отечественного производства. Доля импорта в розничном товарообороте продовольственных товаров по итогам первой половины 2021 г. составила 23,6%. Белорусский продовольственный сектор не только полностью обеспечивает внутренние потребности населения в продуктах питания, но и является одним из основных источников получения валютной выручки. За 2021 год валютная выручка от экспорта сельхозпродукции и продовольствия по предварительным оценкам превысила 6 млрд долл. США. В 2020 г. по индексу продовольственной безопасности, который измеряет политику государств и эффективность работы их учреждений в сфере продовольственной безопасности, Беларусь вышла на 23 место среди 113 стран, улучшив свое положение в рейтинге сразу на 13 позиций.
Сфера услуг формирует почти половину внутреннего валового продукта Беларуси (в 2020 году – 49,1%).
По итогам 2020 года доля транспортной отрасли, как ключевой в сфере услуг, в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь составила 5,1%. Транспортные услуги формируют почти 42% общего объема экспорта услуг страны и более 50% сальдо внешней торговли услугами. За 2020 год экспорт транспортных услуг составил 3,7 млрд долл. США, положительное сальдо внешней торговли транспортных услуг – 1,8 млрд долл. США.
Доля туризма в ВВП страны, по данным за 2018 год, достигла 2,5% (в 2016 году – 2,2%). Численность занятых в сфере туризма в 2018 году составило 255,6 тыс. человек или 5,9% к списочной численности занятых по экономике (в 2016 году – 242, 8 тысяч человек или 5,5%). Численность иностранных граждан, посетивших Республику Беларусь в 2020 году, составила 3,6 млн человек (в 2019 году – 11,8 млн человек). Организованно республику посетили 81 тыс. туристов и экскурсантов (в 2019 г. – 405,5 тыс. туристов и экскурсантов). Беларусь стремится создавать для туристов максимально комфортные условия прибытия и нахождения в стране. С 2017 года успешно работает безвизовый режим. С 27 июля 2018 года срок безвизового пребывания иностранных граждан, прибывших в Республику Беларусь через Национальный аэропорт Минск, увеличен до 30 дней.
С каждым годом все более востребованным и популярным среди иностранных граждан становится медицинский туризм. Только за 2020 год медицинскую помощь в Беларуси получили 165 тыс. иностранцев из 144 стран. Экспорт медицинских услуг в 2020 году составил 33,4 млн долл. США.
ИКТ-сфера является одним из ключевых направлений развития услуг Республики Беларусь. По итогам 2020 года экспорт компьютерных, телекоммуникационных и информационных услуг увеличился на 11,9% и составил 2,7 млрд долл. США. Основной удельный вес в объеме экспорта услуг в данной сфере занимают компьютерные услуги – 93,5% в 2020 году.
На протяжении последних лет он стабильно увеличивается. Экспорт компьютерных услуг стал активно развиваться после подписания Декрета Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 года № 12 «О Парке высоких технологий». Созданный в 2005 году белорусский Парк высоких технологий по праву считается ведущим ИТ-кластером в Центральной и Восточной Европе, предлагающим лучшие условия для открытия, ведения и развития бизнеса. «Кремниевая долина Восточной Европы», «Мировой центр разработок искусственного интеллекта», «Рай для программистов» – лишь некоторые оценки Беларуси со стороны авторитетных иностранных СМИ, таких как The Wall Street Journal, Forbes, Financial Times в 2020 году. Парк высоких технологий создает новые рабочие места. За 2017-2020 годы ПВТ вырос более чем на 37 тысяч человек, и сегодня его численность составляет более 76 тысяч человек. Это 1,5% от занятых в экономике Беларуси. В 2019 году в Парк вступило 319 новых компаний, в 2020-2021 годах – еще 417. Сегодня в ПВТ – 1065 резидентов. Более 40% резидентов ПВТ – предприятия с зарубежным капиталом. За четыре года (2017 – 2020 гг.) Парк привлек суммарно более $1 млрд иностранных инвестиций. Кроме того, на 1 января 2022 года в ПВТ сосредоточен 121 центр разработки международных компаний.
Успехи в экономическом развитии страны за последние 10 лет существенно сказались на росте благосостояния и доходов граждан. В 2021 году реальные денежные доходы населения Беларуси выросли более чем на 2,2%. В общем объеме денежных доходов белорусов оплата труда занимает 65,1%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 7,8%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению) – 22,6%, доходы от собственности и прочие доходы – 4,5%. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь средняя начисленная заработная плата в стране, по состоянию на декабрь 2021 года составила 1675,3 руб., по действовавшему курсу средняя зарплата за декабрь равнялась 661,8 долл. США. Для сравнения в ноябре 2021 года средняя зарплата составляла 1476,3 BYN (или 596,4 в долларах).
Самым актуальным для белорусской экономики является обеспечение дальнейшего поступательного развития, которое невозможно без активизации инвестиционной деятельности, без снижения уровня инфляции, без роста реальных доходов населения, без выравнивания внешнеторгового баланса. В свою очередь, решение перечисленных макроэкономических проблем зависит от успехов в осуществлении структурной перестройки экономики, ее реформирования в рыночном направлении (ускорения процессов разгосударствления и приватизации, развития предпринимательства), от повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.