
Белорусские методы противодействия западным санкциям
Анатолий Сергеевич Бояшов, эксперт ЦСЭГИ по Беларуси
Беларусь живет под западными санкциями с 2004 года. Американский закон «Акт о демократии в Беларуси» дал толчок введению санкционного режима Евросоюзом. С тех времен санкционные режимы постоянно расширялись и углублялись: к ограничениям западных денег на реформы добавились визовые, секторальные, блокирующие и финансовые санкции, а к санкционному режиму США сегодня присоединились члены Большой семерки и их союзники.
У западных санкций есть внутренняя цель, о которой никто не говорит: обосновать вмешательство государств в экономику, прежде всего западную. Жертвой санкций становится мелкий и средний бизнес, например грузоперевозки, нишу которого занимают крупные корпорации. При этом «продавать» «демократические» санкции своему населению на Западе становится все сложнее: у людей свои насущные проблемы, а продвижение демократии вовне, якобы с целью предотвратить распространение «авторитаризма», уже приелось. Поэтому повод для санкций против Беларуси изменился: если до 2020 года это были преимущественно избирательные процессы, то с 2021 года — это нелегальные мигранты, животрепещущая проблема для США, Британии, Канады и Евросоюза.
После введения странами Евросоюза ограничений на пересечение границ в ходе борьбы с COVID-19 потоки нелегальной миграции действительно сместились с южных на восточные границы ЕС, особый рост количества мигрантов на направлении Литвы и Польши пришелся на конец 2020 – начало 2021 года. В мае 2021 года после посадки самолета Ryanair в Минске западные государства ввели санкции и приостановили инфраструктурные проекты на границах с Беларусью. Переговорная позиция по этим проектам была связана с соглашением о реадмиссии с ЕС: по этому соглашению нелегальными мигрантами, задержанными, например, поляками или литовцами, и следующими через Беларусь, занималась Беларусь. В ответ на санкции Беларусь заморозила участие в соглашении по реадмиссии.
По некоторым источникам, отдельные пограничники Польши физически устраняли нелегальных мигрантов[1]. Европейский суд по правам человека запретил Польше выдворять мигрантов, а польские спецслужбы отрицали причастность к нарушениям прав мигрантов. В сухом остатке оказалось массовое выдворение мигрантов, а также многочисленные санкции, в том числе саботирование польскими и литовскими пограничниками пропуска автотранспорта. Беларусь ответила введением безвизового режима для граждан Польши и Литвы со стороны Беларуси, на что западные страны начались строить стены и заборы по периметру границ.
Данные события привели к милитаризации Польши, которая идет и по сей день[2]. США не упустили момент вернуть размещение ядерного оружия в Польше в повестку переговоров, а Польша не упустила момент побороться с Германией за многочисленные инвестиции, сопутствующие размещению ядерного оружия и контингента НАТО. Эти события вкупе с военной помощью Украине представляют собой польско-американскую специальную операцию по милитаризации региона. По результатам этой западной спецоперации против Беларуси был введен колоссальный объем экономических, финансовых и транспортных санкций со стороны государств западно-европейской группы во главе с США. Эти санкции были наложены на уже существующие «правочеловеческие» санкции.
В октябре Всемирный банк перевел кредиты, предоставленные Беларуси, в статус «необслуживаемых»[3]. Несмотря на то, что Всемирный банк остановил все программы в Республике Беларусь еще в марте 2022 года, а новых кредитов не было уже с мая 2020, за непогашенный долг Группа Всемирного банка намерена взыскать с Беларуси 12 миллионов долларов. Ответная позиция Минфина Беларуси заключается в том, что Республика исполняет свои обязательства, перечисляя платежи в иностранной валюте на отдельный счет, открытый в ОАО «АСБ Беларусбанк»[4].
Подобно тому, как санкционное давление США бьет по европейскому бизнесу, развитие санкций в отношении Беларуси отрицательно сказывается и на западных многосторонних финансовых институтах[5]. Даже несмотря на это, на недавнем саммите глав государств Европейский союз пригрозил Беларуси, Ирану и России дальнейшим усилением санкций[6]. Европейские главы государств призвали Беларусь прекратить участие в СВО России. По мнению премьер-министра Республики Беларусь, Романа Головченко, развитие санкционного режима свидетельствует о курсе западных стран на «полную производственную, технологическую и финансовую изоляцию» государств СНГ[7].

Республика Беларусь находится под санкционным давлением Запада с 2004 года. С того времени санкционное давление постоянно усиливалось, политические же декларации западных государств о перспективах снятия санкций никогда не подкреплялись необходимыми юридическими актами. Отличительная характеристика следующего этапа санкционной эскалации: смена баланса сил региональных финансовых институтов развития. По-видимому, односторонние принудительные меры США нацелены не столько на предотвращение роста «Евразии», сколько на предотвращении роста «Западной Европы», конкретнее, дуэта Германия-Франция.
Санкции США представляют собой внутренний односторонний юридический акт, в котором действия суверенного государства Беларуси признаются якобы «представляющими необычную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и внешней политике США»[8]. В 2021 году эти санкции были юридически продлены, а список объектов санкционного давления — расширен. В июне 2022 года санкции США были продлены еще на год.
Проблема санкций, если точнее — односторонних принудительных мер, заключается в мифотворчестве относительно их целей. В многочисленных интерпретациях западных политиков и дипломатов эти цели носят исключительно гуманитарный характер в виде неких универсальных ценностей демократии, справедливости и прав человека. Исходя из этого, многочисленные санкции в отношении Беларуси называли «точечными» или «умными». Западные политики отмечали, что эти санкции ни в коем случае не нацелены против стран и обществ, а лишь призваны воздействовать на отдельных политиков.
На деле цель западных санкций всегда состояла во влиянии на внутренние дела, внешнеполитические решения государства, а также экономическое развитие. Это объясняется тем фактом, что для инициации санкций используются любые предлоги, будь это белорусские решения в области борьбы с терроризмом, регулирования миграции, укрепления социальной политики. Случаи экстренных посадок самолетов по фейковым донесениям не были новостью для европейцев: это регулярно случается с самолетами Ryanair, которые садят на территории Германии[9]. В случае Беларуси даже одна такая посадка привела к моментальной реакции в виде дополнительного санкционного давления против белорусской авиакомпании «Белавиа». Под санкционным давлением Евросоюза находятся 196 граждан Республики Беларусь, а также 39 предприятий и юридических лиц, действуют многочисленные запреты на торговлю (всего около 70% белорусского импорта в ЕС)[10]. Санкции Великобритании распространяются на 90 физических и 18 юридических лиц (в дополнение к белорусским партиям)[11]. Под санкциями США — Банк развития Беларуси, Минфин РБ, белорусский авиапарк, химическая, текстильная, нефтеперерабатывающая промышленность, оптика и оптоэлектроника, финансы, строительство, торговля. Всего около 180 физических и 70 юридических лиц[12]. В санкционных списках Японии 19 граждан Беларуси и 25 предприятий и юридических лиц.
Беларуси еще предстоит огромная аналитическая работа по тем физическим и юридическим лицам, которые стали жертвами финансовых и секторальных санкций. Сентябрьский доклад 2022 года Спецдокладчика ООН по санкциям упоминает 9000 белорусских пенсионеров за рубежом, не имеющих возможности получать средства для выплаты пенсий[13]. А сколько людей лишились работы? Сколько людей обанкротились? Сколько потерпели убытки в результате простоя на пограничных пунктах? Сколько проектов белорусских ученых было завернуто западными государствами? Сколько пациентов не получили своевременно медицинскую помощь в результате блокирования на поставку оборудования? Список вопросов можно продолжать.
В конце сентября США внесли в лист подсанкционных организаций белорусское ОАО «СветлогорскХимволокно» — крупнейшего в Европе производителя текстильных нитей. Аргументом к введению санкций стало сотрудничество с Россией. Теперь Сохим не сможет продавать свою продукцию напрямую в США, пользоваться финансовыми услугами американских банков, но самое неприятное: потенциальные партнеры, работающие в юрисдикции США, будут сворачивать сделки с Сохимом, опасаясь вторичных санкций. Помимо этого, Штаты устанавливают дополнительный экспортный контроль за теми компаниями, которые готовы работать с белорусской промышленностью, включая поставки технологий и программного обеспечения[14]. К этим санкциям уже присоединились 37 союзников Штатов.
В санкциях в отношении Беларуси ведущую скрипку играют односторонние решения США: санкции других западных игроков — Канады, Великобритании и Евросоюза — фактически идут «следом» за санкциями США. Координация таких мер осуществляется через Группу семи (G7). Так, в конце сентября 2022 года США ввели дополнительные визовые ограничения в отношении 910 граждан России и Беларуси, куда вошли белорусские военные[15]. Помимо этого, внутри США на межведомственном уровне будут запущены проверки с целью ввести ограничения в отношении физических и юридических лиц, пытающихся обходить западные санкции против России и Беларуси. Вторичные санкции — те ограничения бизнеса третьих стран, под которые бизнес может попасть, просто сотрудничая с Беларусью — представляют особенную проблему, поскольку бизнесу работать на порядок сложнее, даже если конкретное государство не поддерживает санкционную политику Запада. Принципиально то, что граждане или бизнес третьих стран могут попасть под санкции США всего лишь из-за использования доллара во взаиморасчетах.
Методы, используемые Республикой Беларусь для противодействия санкциям, следует разделить на финансовые и организационные. Среди финансовых методов отметим дополнительные меры по взаиморасчетам в белорусских рублях. В настоящее время в отношении Национального банка Республики Беларусь, который является платежным агентом Правительства Республики Беларусь, со стороны ЕС и США введены санкционные ограничения, не позволяющие проводить расчеты в евро и долларах США. Принимая во внимание данные обстоятельства, принят Указ Президента Республики Беларусь от 14 марта 2022 г. № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики»[16].
В рамках полномочий, предоставленных данным Указом, и с учетом недружественных мер со стороны иностранных кредиторов, в том числе сопровождающихся приостановкой финансирования реализации проектов (включая реализуемые в социальной сфере) и (или) ограничивающих возможность проведения Правительством Республики Беларусь и Национальным банком как его финансовым агентом платежей в долларах США и евро, Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь принято постановление от 6 апреля 2022 г. № 212/10 «О временных мерах по исполнению внешних государственных долговых обязательств». Документом предусмотрен временный порядок исполнения обязательств по внешним государственным займам, привлеченным от Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития, Северного инвестиционного банка, в белорусских рублях.
Мартовский Указ Президента направлен на повышение внутренней устойчивости экономики, включая обеспечение макроэкономической и бюджетной стабильности, в условиях санкционного давления, связанного с введением иностранными государствами ограничительных мер в отношении Республики Беларусь. В связи с этим Указом предусмотрен комплекс мер, включающих оказание поддержки реальному сектору экономики, сохранение сбалансированности бюджета и реализацию ответных мер на недружественные действия иностранных государств. В части ответных ограничений Указ предоставляет право государственным органам Беларуси принимать различные меры, включая:
• введение штрафных санкций/сборов за досрочное расторжение договоров аренды (лизинга), кредитных договоров, договоров займа, аналогичных соглашений;
• приостановление исполнения международных соглашений Беларуси об избежание двойного налогообложения;
• изменение ставок налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, при выплате в пользу иностранных организаций из государств, совершающих недружественные действия;
• запрет на отчуждение лицами из государств, совершающих недружественные действия, долей (акций) в уставных фондах юридических лиц Республики Беларусь;
• разрешение исполнения обязательств в национальной валюте (белорусских рублях) перед иностранными кредиторами в случае принятия в отношении Республики Беларусь недружественных мер, сопровождающихся приостановкой финансирования и реализации проектов или отсутствием технической возможности проведения расчетов в иностранной валюте.
Среди организационных мер отметим развитие программ, в том числе совместных с Россией и совместных с партнерами из СНГ, по импортозамещению, перераспределению логистических цепочек, строительству дополнительных портов, подключению к финансовым программам ЕАЭС, ШОС. По оценкам Всемирного банка многочисленные санкции некритично замедлили рост ВВП белорусской экономики: в 2021 году рост реального ВВП составил 2.3 %, хотя такое значение получилось во многом благодаря строительству БелАЭС[17]. По ситуации в 2022 году рост ВВП предполагаемо замедлится из-за западных запретов и ограничений, на логистике отрицательно сказался конфликт на Украине.
В апреле 2022 года Совет Министров Республики Беларусь утвердил комплексный план поддержки экономики, который в главном предусматривает:
• поддержку экспорта и расширение кредитования экспортеров
• снижение таможенных пошлин на товары, необходимые для экспортного производства, и возможность отсрочки задолженности по таможенным платежам
• выстраивание новых транспортно-логистических цепочек для перенаправления экспортных потоков
• возможность увеличения квот на поставки в РФ и отмены разрешительной системы перевозок грузов
• создание совместных с Россией импортозамещающих производств
• дополнительную финансовую поддержку для малых и средних предприятий, которые будут выпускать продукцию, не производимую в Беларуси и России
• освобождение бизнеса от административной ответственности за нарушения, допущенные впервые
• возможность получения субсидий на доплаты работникам и индексация доходов к уровню инфляции
• льготы и преференции резидентам ПВТ по аналогии с мерами, принятыми в России для IT-компаний, в том числе, нулевая ставка налога на прибыль до 2024 года, пониженные тарифы по страховым взносам в размере 7,6%, освобождение от НДС при продаже и передаче прав на программы, льготное кредитование IT-стартапов, право на льготную ипотеку и отсрочку от службы в армии для ряда категорий специалистов.
Также в документ включены меры локального характера по поддержке промышленности, строительной отрасли, сельского хозяйства, транспорта и туризма.
К организационными мерам Беларуси справедливо отнести ответный правовой режим для «недружественных стран». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 209 от 6 апреля 2022 г. утвержден перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц. Кроме 27 государств — членов ЕС, недружественными объявлены нижеперечисленные страны: Австралийский Союз, Канада, Княжество Лихтенштейн, Королевство Норвегия, Новая Зеландия, Республика Албания, Республика Исландия, Республика Северная Македония, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Черногория, Швейцарская Конфедерация. Это означает, что, например, в Беларуси банки и другие финансовые организации должны отказываться принимать платежные требования от резидентов таких стран без одобрения от плательщика. Также компании — резиденты данных государств будут платить сбор за досрочное расторжение договоров по кредитам или аренде. Могут быть приостановлены соглашения о предотвращении двойного налогообложения и т. д.[18]
В соответствии постановлением Правительства РБ 1 июля 2022 года был определен перечень юридических лиц Республики Беларусь, участникам (акционерам) которых, являющимся лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц, запрещается отчуждение принадлежащих им долей (акций) в уставных фондах таких юридических лиц. Для защиты интересов Республики Беларусь акции блокируются на счетах «депо» их владельцев. Также Беларусь зеркально запретила своим банкам платежи в адрес украинских резидентов. Ранее 25 февраля 2022 г. Национальный банк Украины на основании Постановления от 24 февраля 2022 г. № 19 «Об особенностях прекращения деятельности банков в условиях военного положения» ввел запрет на проведение транзакций с белорусскими и российскими рублями и операции с физическими и юридическими лицами Республики Беларусь и Российской Федерации.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (MAРТ) подготовило программу по сдерживанию цен. На фоне кризисной ситуации в регионе и ее влияния на мировую экономику в марте 2022 г. произошел значительный рост инфляции — 6,1%. Но уже по итогам апреля принимаемые в Беларуси и России меры помогли в четыре раза снизить инфляционные процессы до 1,6% в месячном выражении.
Советом Министров Республики Беларусь подготовлен законопроект, по которому до конца 2023 года будут установлены новые подходы к экономической политике для устранения негативного влияния санкций. Положения законопроекта затрагивают практически все сферы: инвестиции и финансы, условия для производственной деятельности, транспорт и логистику, социальные гарантии населению. Предлагаются, в частности, таможенные и налоговые отсрочки, мораторий на рост имущественных налогов, оптимизация получения разрешительной документации и изменение критериев оценки работы руководителей государственных организаций. Также разработан законопроект о параллельном импорте ряда товаров в условиях санкций. Работа над законопроектом ведется в рамках стратегии импортозамещения. Также отрабатывается вопрос поиска альтернативных поставщиков.
С 16 апреля 2022 введен запрет на перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза в Беларусь автотранспортных средств (автомобилей и тягачей), зарегистрированных в Европейском союзе. Исключение составляет их следование через определенные пункты пропуска в 14 специально установленных места для осуществления грузовых операций и перецепки[19]. Иностранным перевозчикам при операциях перецепки в Республике Беларусь, когда территория Беларуси не является ни страной погрузки, ни страной выгрузки товаров, необходимо получать разрешения на транзитную перевозку. При этом необходимо оформлять таможенную декларацию отдельно на каждое транспортное средство международной перевозки: тягач, прицеп, полуприцеп, контейнер. В транзитной декларации и CMR-накладной требуется также указывать информацию о последующем перевозчике.
В перспективе задействование Беларусью потенциала региональных организаций и последующий переход на взаиморасчеты в национальных валютах. На данный момент наиболее актуальными валютами становятся российский рубль и китайский юань, особенно с точки зрения перспектив торговли Беларуси с Китаем, России с Китаем. В 2021 году Беларусь присоединилась к российскому аналогу SWIFT — Системе передачи финансовых сообщений (СПФС). Помимо российских в систему входят банки Армении, Белоруссии, Германии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Кубы. В настоящее время 20% всех внутренних переводов осуществляются через СПФС. Необходимо задействовать финансовые инструменты развития, имеющиеся в ЕАЭС и ШОС: Евразийский банк реконструкции и развития и Межбанковское объединение ШОС. В ШОС в перспективе создание финансового инструмента развития, в этом смысле белорусское присоединение к ШОС также работает на противодействие западным санкциям. Важно наладить взаимодействие со странами АСЕАН, создать задел для участия в Азиатском банке развития. Для этого Беларуси необходимо направить усилия на переговоры со странами Центральной Азии и использовать двусторонние отношения с Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Киргизстаном как площадку многостороннего участия в финансовых проектах Китая в рамках ШОС. Однозначным приоритетом остается развитие трансрегионального сотрудничества по транспорту с Россией, конкретнее подключение к западному маршруту транспортного коридора «Север – Юг».
[1] https://www.belta.by/society/view/emil-chechko-polskie-siloviki-ubivali-volonterov-na-granitse-475426-2021/
[2] https://www.gazeta.ru/politics/news/2021/11/13/n_16848547.shtml
[3] https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2022/10/17/world-bank-places-loans-to-the-republic-of-belarus-in-non-performing-status
[4] https://www.minfin.gov.by/ru/public_debt/pressreleases/f29fd442fcb04896.html
[5] https://www.euronews.com/my-europe/2022/05/25/eu-sanctions-should-not-hurt-the-middle-class-warns-belgian-pm-alexander-de-croo
[6] https://www.consilium.europa.eu/media/59728/2022-10-2021-euco-conclusions-en.pdf
[7] https://eadaily.com/ru/news/2022/10/28/minsk-obvinil-zapad-v-organizacii-mirovogo-ekonomicheskogo-krizisa
[8] https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2022/06/13/notice-on-the-continuation-of-the-national-emergency-with-respect-to-belarus/
[9] https://www.thelocal.de/20210531/ryanair-passenger-jet-makes-emergency-landing-in-berlin/
[10] https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32021R0997&from=EN
[11] https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/1089945/Belarus.pdf
[12] https://sanctionssearch.ofac.treas.gov/
[13] http://daccess-ods.un.org/access.nsf/Get?Open&DS=A/HRC/51/33&Lang=E
[14] https://www.bis.doc.gov/index.php/documents/about-bis/3145-2022-09-30-bis-faq-third-country-application-of-controls/file
[15] https://ria.ru/20220930/sanktsii-1820701363.html
[16] https://www.minfin.gov.by/ru/public_debt/pressreleases/f29fd442fcb04896.html
[17] https://www.imf.org/en/Countries/BLR#countrydata
[18] https://belarus.ahk.de/ru/infoteka/sankcii-v-otnoshenii-belarusi
[19] https://www.cci.by/golos-biznesa/novosti/vveden-zapret-na-peremeshchenie-cherez-tamozhennuyu-granitsu-v-belarus-avtotransportnykh-sredstv-avt/