ЕАЭС как новый геополитический полюс: перспективы становления
Станислав Ткаченко, д.э.н., профессор СПбГУ
В течение первого десятилетия нашего века для экспертов всего мира стало очевидно: США не справились с миссией управления глобальными процессами, которую они взялись выполнять после распада СССР и окончания Холодной войны. Террористические акты 11 сентября 12001 года и мировой экономический кризис 2008 г. стали свидетельствами того, что однополярный мир невозможен. На высшем политическом уровне о кризисе однополярного мира сказал В.Путин в Мюнхене в феврале 2007 году.
Нараставший вакуум порядка и силы в мире должны были заполнить новые игроки. В качестве кандидатов предлагались неформальные альянсы крупных государств (БРИКС), интеграционные объединения (ЕС, ЕАЭС, НАФТА), а также выступающие с общих позиций мегарегионы — Европа, Южная и Юго-Восточная Азия, Африка, Латинская Америка и т.д. Длящийся вот уже почти столетие кризис суверенного государства европейского типа как основного игрока в глобальной системе уже невозможно игнорировать. Но пути выхода из данного кризиса не ограничиваются только поиском акторов, которые придут ему на замену. Другие варианты – декаплинг (разделение единого пространства на отдельные зоны, разграниченные виртуальными и физическими барьерами), череда военных конфликтов для определения нового баланса сил, а также возникновение системы геополитических полюсов. Создается впечатление, что Россия в формате ЕАЭС пытается достичь последней из указанных целей – сформировать полюс, который сможет на равных взаимодействовать с такими же центрами силы на глобальном уровне. В его рамках интеграционные тенденции не будут угрожать суверенитету государств-участников, но возможности для экономического сотрудничества станут лучше, а разделяющие государства барьеры – ниже.
Кандидатами на статус геополитических полюсов сегодня выступают: США и другие государства Трансатлантической зоны; Китай и государства, чья экономическая зависимость от него растет на глазах; Россия и ее партнеры по ЕАЭС; Бразилия и другие государства МЕРКОСУР; Турция и ориентирующиеся на нее соседние государства (Азербайджан, Грузия); государства Персидского залива; страны АСЕАН. Количественные параметры этих полюсов различны, пока отсутствует их иерархия и форматы взаимодействия. Но тенденция уже проявляется – групповые интересы относящих себя к полюсам государств защищать эффективнее и проще, чем их национальные интересы. Поэтому развитие системы геополитических полюсов сегодня – самое перспективное направление реформы международной системы, теряющей рычаги управления и переживающей острый кризис.
С момента своего возникновения в 2015 году ЕАЭС прошел путь межстрановой интеграции, на который странам Европейского союза потребовались десятилетия. Речь идет о создании пятью постсоветскими государствами единого рынка, свободе движения услуг, капиталов и рабочей силы, гармонизации экономического законодательства, сближении параметров макроэкономической и монетарной политики, переходе к торговле в национальных валютах. Повышается эффективность работы союзных структур управления, узнаваемость ЕАЭС в обществе, его восприятие как важного элемента перспективного развития государств и их граждан.
Перечисленные выше достижения формируют предпосылки для становления ЕАЭС в качестве одного из важнейших инструментов, используемых для структурирования пространства Евразии. Именно этот материк на протяжении известной нам истории человечества вплоть до XX столетия был домом для крупнейших империй и демократических государств, лидеров в сфере мирных и военных технологий, был наиболее населенной и экономически развитой частью планеты. Продлившийся менее столетия «однополярный момент», когда мировое лидерство перешло к США, завершился и центр глобальной системы вновь возвращается в Евразию. Пока принято акцентировать особую роль Восточной Азии (Китая, Японии, Южной Кореи, Тайваня) в мировой экономике. Но хорошо известный специалистам по интеграционным исследованиям эффект перетекания (spill-over) проявляется уже сегодня, и в его рамках происходит подключение к азиатской модели экономического роста государств АСЕАН, Южной Азии, Тихоокеанского бассейна, Центральной Азии. После 2014 года объявившая о «повороте на Восток» Россия также самым активным образом участвует в этом процессе.
Ряд экспертов считает, что интеграционные объединения приобретают требуемую степень устойчивости в случае, когда они достигают определенных количественных показателей. Считается, что для достижения устойчивости такого объединения требуется участие не менее трех государств, из которых ни одно не может быть заведомо крупнее других, поскольку оно станет над ними доминировать. Либо (и это случай ЕАЭС и России) страна-лидер должна быть готова поделиться своим суверенитетом для решения проблемы, известной как «демократический дефицит». Другие количественные параметры – население не менее 300 миллионов человек, ВВП – более трех триллионов долларов, а также развитая транспортно-логистическая сеть и наличие природных ресурсов. Если эти критерии будут соблюдены, то в таком интеграционном объединении будет достаточно объемный внутренний рынок для экономического роста на его основе, на нем смогут возникнуть компании, участвующие в международном разделении труда, а международные инвесторы будут заинтересованы во вхождении на него. Пока ЕАЭС не полностью соответствует этим критериям. Например, население союза – 186 миллионов человек, ВВП – 2,1 триллиона долларов. Но гигантская территория, разнообразные природные ресурсы и близость к двум основным экономическим центрам планеты (Европейскому союзу и Юго-Восточной Азии) повышают его конкурентоспособность уже сегодня.
Формат ЕАЭС наиболее оптимален для вхождения пятерки стран союза в азиатское экономическое пространство. Пока его с юридической точки зрения не существует, но определение правил игры на нем сейчас идет полным ходом. При этом экономические рычаги используются параллельно с дипломатическими. Выступая 26 мая 2022 года на первом Евразийском экономическом форуме, В.Путин включил в число перспективных партнеров ЕАЭС, с которыми планируется развивать широкие экономические связи, такие межправительственные организации, как ШОС и АСЕАН, а также пока имеющий лишь формат международного форума, но быстро развивающий свою институциональную структуру БРИКС.
Столкнувшись весной 2014 года с обширными санкционными мерами Запада, которые достигли беспрецедентных в мировой экономической истории масштабов после начала в феврале нынешнего года специальной военной операции в Украине, Россия ищет на них ответ в глобальном масштабе. В рамках группы партнерских связей с ШОС, АСЕАН и БРИКС Россия планирует строительство по сути «параллельной мировой экономики», в которой не будет места нетарифным барьерам, технологическим санкциям и замораживанию золотовалютных резервов, отключений от системы SWIFT и блокады транспортных перевозок. Фактически, Россия предлагает всем развивающимся государствам планеты разрушить американоцентричный однополярный мир и приступить к строительству системы партнерских геополитических полюсов, отношения между которыми будут строиться на принципах старого доброго реализма: баланса сил, уважения суверенитета, приоритета вполне конкретных и понятных национальных интересов над абстрактными общечеловеческими ценностями.
Что нужно для того, чтобы эти планы завершились успешно? Мы видим два главных условия, выполнение которых является императивом, а также множество дополнительных мер, которые помогут им в реализации.
Во-первых, следует завершить военную фазу противостояния в Украине. Пока там ведутся военные действия, любые интеграционные проекты в Евразии с участием России будут поставлены «на паузу». Политики региональных государств прагматично ждут, чем же завершится конфликт и кто из него выйдет победителем, а бизнесмены в массе своей всегда стараются держаться от военных действий подальше
Во-вторых, необходимо в максимальной степени сохранять либеральный характер экономической системы России, а также поддерживать открытые и рыночные по своему характеру связи с государствами-союзниками. Только в рамках либеральной экономической модели, чье доминирование в экономиках государств Юго-восточной Азии можно оценить как доминирующее, Россия сможет интегрироваться в формирующуюся хозяйственную модель Евразии, выступая от своего имени и от имени государств-союзников.