Президентские выборы в Казахстане. Прелюдия
1 сентября 2022 года Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев обратился с Посланием к народу Казахстана, в котором анонсировал перезапуск политической системы страны. В Послании Токаев предложил установить ограничение мандата Президента в один срок продолжительностью 7 лет без права переизбрания, а также объявил о проведении в этом году выборов Президента, а в следующем году – выборов депутатов нижней палаты Парламента (Мажилиса) и местных представительных органов (областные, городские, районные местные советы, которые носят название маслихатов). В завершении своего выступления он отметил, что после завершения избирательных кампаний будет сформировано новое правительство.
Следующими шагами стало принятие закона о внесении поправок в Конституцию страны, в соответствии с которыми срок полномочий главы государства ограничивается одним семилетним периодом, и назначение президентских выборов на 20 ноября 2022 года.
Политическая модернизация и построение «Второй Республики»
По итогам проведения республиканского референдума, который состоялся 5 июня 2022 года, в Конституцию Республики Казахстан были введены следующие значимые изменения:
- запрет смертной казни,
- запрет членства части сотрудников органов государственной власти в политических партиях,
- ограничения на занятие должностей для близких родственников,
- ограничение полномочий Президента Республики,
- введение смешанной избирательной системы при выборах депутатов нижней палаты парламента Казахстана.
В сентябрьском Послании к народу Казахстана Токаев сделал фокус на совершенствовании избирательной модели, развитии партийной системы и децентрализации местного самоуправления. Встал вопрос о полноценном перезапуске политической системы, с участием в этом процессе всего спектра политических сил: от парламентских и внепарламентских партий и движений до отдельных социальных групп Казахстана.
Очевидно, что на фоне возрастающей напряженности в Евразийском регионе Президент Токаев понимает важность политической модернизации через формирование легитимной государственной власти, пользующейся доверием граждан.
Очевидно, что триггером происходящих за последние годы изменений в Казахстане стали не только внутренние социально-политические проблемы. В основе политической модернизации Республики Казахстан лежат глобальные тренды. Фактически активная реализация национальных программ и стратегий по обновлению Казахстана началась с момента вступления Токаева в должность Президента и затронула все сферы жизни общества Казахстана. Вероятно, на инициативы Токаева по реформированию Казахстана серьезно повлияли его профессиональный опыт и тот стремительный рост «Азиатских тигров», который он наблюдал в Азии.
Отметим, что Президент Токаев, несмотря на дипломатическое образование, успешно проявлял себя в органах исполнительной и законодательной власти Казахстана, что подчеркивает опыт, многосторонность и гибкость Президента страны в условиях формирования постсоветской социально-экономической и политической модели Казахстана (Первого Казахстана).
В период президентства Токаева его управленческие решения во многом способствовали недопущению обвала экономики и провала государственной политики в социальной сфере. На фоне последствий пандемии COVID-19 Казахстан продолжает сохранять положительную динамику роста населения, преодолев в 2021 году отметку в 19 млн человек. Согласно данным Всемирного банка, в прошлом году рост годового ВВП составил 4%, а уровень безработицы – 4.9%, что является самым низким показателем среди всех стран Центральной Азии. В условиях глобальных вызовов Токаев продолжает проявлять себя в качестве менеджера, собравшего профессиональную команду.
Важное отличие действующего Президента Токаева от первого Президента Назарбаева заключается в том, что он не обладает экономическими интересами и не стремится стать в центре их сложной системы, оставляющей возможности для коррупционных схем и личного обогащения.
Токаев не расставляет на ключевые посты своих родственников, не формирует вокруг своей персоны культ личности. У Токаева прослеживается стиль управления, который представлен новой символической политикой, деперсонализацией основных символов Казахстана (возвращение столице Нур-Султану прежнего названия «Астана», замена именования правящей партии с «Nur Otan» на «Amanat» и т.д.), а также технократизмом и присущим дипломатической сфере последовательной системной работой с сохранением правил игры и учетом мнений зарубежных партнеров. Таким образом, Токаев сегодня – это анти-Назарбаев, который пытается демонтировать построенную им систему «Казахстан равно Назарбаев».
Примечательным является международное измерение работы действующего Президента Казахстана. В частности, 20 сентября этого года Токаев выступил на Общих дебатах 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Произнося свою речь на английском языке, он отметил продолжающиеся реформы в Казахстане. «Это настоящий прорыв в развитии демократии в Казахстане. Мы будем строго придерживаться формулы «сильный Президент – авторитетный Парламент – подотчетное Правительство». Убежден, эта формула в полной мере соответствует национальным интересам Казахстана», — заявил Президент Токаев.
Анализируя социально-экономические и политические реформы, проводимые Токаевым в течение последних лет, планы и смелые инициативы в сочетании с новой имиджевой и символической политикой (деперсонализация государственной власти), нельзя не сказать об амбициях властей Казахстана обеспечить лидерство в рамках Центрально-Азиатского региона. Балансирование между политикой Пекина и Москвы, выстраивание отношений с Турцией, европейскими странами и США демонстрирует то, что, с одной стороны, Токаев понимает необходимость учета интересов Китая и России в регионе и, с другой стороны, обладает гибкостью и старается продвигать национальные интересы Казахстана в условиях глобальной нестабильности.
Последствия событий января 2022 года показали приоритетность кадровой политики для Президента Токаева. Одной из задач политических преобразований является поиск молодых перспективных управленцев, солидарных курсу Президента: сохранение уровня качества жизни граждан при удержании влияния пропрезидентской части политической элиты Казахстана.
Отметим, что за время своего президентства Токаев пять раз обращался к народу Казахстана (2 сентября 2019 года, 1 сентября 2020 года, 1 сентября 2021 года, 16 марта 2022 года, 1 сентября 2022 года). Важной в Посланиях Президента является медийная составляющая. Токаев подчеркивает, что его политика является прозрачной, учитывающей интересы общества Казахстана и оперативно реагирующей на внутренние и внешние вызовы.
Ставка Президента на модернизацию избирательной и политико-партийной систем, объявление о внеочередном электоральном цикле позволяют сделать следующие выводы:
- Токаев перестраховывается, дабы не оказаться в ситуации, в которую попал Первый Президент Назарбаев, потеряв не только властные рычаги, но и влияние собственной команды. Основная задача политических реформ заключается не столько в либерализации политической активности граждан, сколько в привлечении к укреплению государственных институтов всех политических сил и общественных групп и их консолидации по вопросам будущего развития Республики.
- Понимая, что система не может быть замкнута на одного человека в функциональном и символическом смысле, Токаев учитывает глобальные тренды, одним из которых является наличие у страны государственного лидера, имеющего профессиональный опыт работы во всех сферах управления и положительный медиа-образ (значительный репутационный ресурс).
- Проведение модернизации при сломе старых и выработке новых практик нуждается в поддержке общества. Наделение инициаторов и субъектов реформ правом — легитимностью. Без доверия граждан к власти невозможны смелые шаги в экономике, социальной сфере. Решения Токаева в этом смысле вполне рациональны.
Сегодня в средствах массовой информации Казахстана можно встретить концепт «Новый Казахстан», который основывается на принципе справедливости.
По словам руководителя отдела политических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Ермека Токтарова, «Построение Справедливого Казахстана и формирование Второй республики посредством перезапуска всей политической системы, всех политических институтов, включая президента, Парламент, маслихаты, правительство, нацелено на то, чтобы сохранить политическую стабильность, темпы экономического развития и обеспечить благополучие казахстанского общества». Очевидно, что набор предложений, инициатив, планов уже сформирован. Для того, чтобы их реализовать, необходимо обеспечить преемственность государственной власти.
Решение о досрочных президентских и парламентских выборах показывает намерение Президента честно, открыто в равных условиях через существующие демократические институты и механизмы добиться желаемого результата – сохранить рычаги политического влияния и ресурсы для принятия решений –прежде всего, поддержка подавляющей частью казахского общества.
Внеочередные выборы Президента Республики Казахстан
Согласно законодательству Казахстана, выдвижение кандидатов на должность президента должно начаться со дня, следующего за днем назначения выборов, то есть с 23 сентября, и закончиться в 18:00 11 октября текущего года.
С 23 сентября по 21 октября, будет осуществляться установление соответствия кандидата требованиям Конституции и конституционного закона «О выборах в Республики Казахстан», а также сбор и проверка подписей.
Предвыборная агитация продлится с 18:00 часов 21 октября по 18 ноября.
9 ноября – День тишины.
20 ноября – День голосования.
Подведение предварительных итогов пройдет с 21 по 22 ноября.
Среди требований, которые предъявляются кандидату в Президенты Казахстана, выступает гражданство по рождению, проживание на территории Казахстана последние 15 лет, высшее образование, возраст не моложе 40 лет, обладание активным избирательным правом, опыт работы на госслужбе или выборных должностях не менее 5 лет и свободное владение государственным языком.
Согласно статье 55 Закона о выборах в Республике Казахстан, право выдвижения кандидатов в Президенты принадлежит республиканским общественным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке. Решение о выдвижении кандидатов в Президенты принимается большинством голосов от общего числа членов высшего органа республиканского общественного объединения и оформляется выпиской из протокола.
Кандидату необходимо заручиться поддержкой не менее 118 тысяч сограждан как минимум из 14 регионов страны.
Одним из наиболее обсуждаемых вопросов избирательной кампании является включение в избирательный бюллетень графы «против всех». Действительно, голоса «против всех» не придают любому из кандидатов легитимности. Однако признавать выборы несостоявшимися, если графа «Против всех» наберет 50% и больше, не будут. Теперь если в первом туре ни один из кандидатов не наберет 50% голосов избирателей, то состоится второй тур выборов с сохранением графы «Против всех».
Как отметил заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Константин Петров, «Графа «против всех» предусмотрена законом. Она, конечно, будет. Если гражданин не выбирает ни одного кандидата, он вправе проголосовать против всех».
Конкуренты Токаева в президентской гонке
В самом начале избирательной кампании партия «Amanat» и Народная партия Казахстана, имеющие фракции в Мажилисе Парламента Казахстана, выразили поддержку действующему Президенту.
Демократическая партия Казахстана «Ак жол», провела съезд 6 октября, на котором было принято решение поддержать Токаева.
Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» 30 сентября выдвинула в качестве кандидата на предстоящие выборы Жигули Дайрабаева, являющегося председателем Комитета агропромышленного комплекса президиума НПП «Атамекен» и председателем Ассоциации фермеров Казахстана.
1 октября 2022 года на внеочередном XIX съезде Общенациональной социал-демократической партии кандидатом на президентских выбора был выдвинут Нурлан Ауесбаев, председатель столичного филиала партии. Отметим, что на сайте ЦИК Казахстан ещё не появилась информация о выдвижении данного кандидата.
4 октября 2022 года руководителя Института экономических исследований Международного научного комплекса «Астана» Мейрама Кажыкена выдвинули в кандидаты на пост Президента Республики Казахстан от РОП «Содружества профсоюзов Казахстана «Аманат».
29 сентября 2022 года в Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан обратилась журналистка Инга Иманбай, супруга лидера незарегистрированной Демократической партии Казахстана Жанболата Мамая. Ей было отказано в регистрации по причине нехватки необходимых документов.
Известно еще об одном кандидате в Президенты страны, которому со стороны ЦИК было отказано в регистрации. Ей стала гражданка Польши Балли Мажец.
Возникает вопрос относительно других возможных кандидатов и их политического веса, позволяющего конкурировать с действующим Президентом в ходе избирательной кампании.
Выделим три основных группы политических сил, представители которых могут принять участие в кампании: «новички», «националисты» и «ветераны».
К «новичкам» могут относиться созданные после январских событий 2022 года политические партии и движения, в частности партия евразийского толка «Народный конгресс Казахстана», деятельность которой направлена на защиту прав национальных меньшинств Казахстана и русского языка (лидер – Олжас Сулейменов).
Президентская кампания 2019 года показала значительную поддержку националистических сил со стороны граждан. Занявший на предыдущих выборах второе место с результатом 16,2% голосов избирателей, выдвинутый казахстанским националистическим политическим движением «Улт тагдыры» журналист и политик Амиржан Косанов после Послания Токаева от 1 сентября 2022 года заявил, что о своем намерении участвовать в президентской гонке. Учитывая рост напряженности на постсоветском пространстве, в частности последствий вооруженного конфликта на Украине и миграционных процессов последних недель в казахстанском обществе отмечается если не рост националистических настроений, то рост националистической риторики.
Наиболее очевидным кандидатом, способным создать реальную конкуренцию Президенту Токаеву, мог бы выступить представитель «команды» первого Президента Казахстана Назарбаева («ветераны»). Вполне логично, что часть элиты Казахстана, включая родственников Назарбаева, де-юре и де-факто потеряла рычаги управления страной после начала политических реформ в Казахстане и может попытаться вернуть прежнее влияние легитимным путем.
Избирательная кампания как раз является таким окном возможностей. В качестве потенциальных кандидатов от этой команды можно считать Даригу Назарбаеву или представителей «старой гвардии»: бывшего председателя Мажилиса Парламента Казахстана Нурлана Нигматулина, экс-премьер-министра Казахстана Аскара Мамина, бывшего первого заместителя председателя партии Nur Otan Бауыржана Байбека. Занимая еще в начале 2022 года ключевые посты в руководстве Казахстана, «ветераны» имеют мотивацию взять реванш – вернуть прежние позиции.
Тем не менее на фоне потенциальных кандидатов в Президенты Президент Касым-Жомарт Токаев выглядит фактически безальтернативным претендентом на продолжение своих полномочий.
Нельзя сказать, что опыт действующего Президента Казахстана, инициируемые им реформы и другие тенденции в Казахстане и за его пределами предопределяют отсутствие политической конкуренции за высший пост в государстве, однако они могут создать такие условия, при которых победа конкурентов Токаева возможна лишь при максимальной консолидации разных оппозиционных сил, компромиссном выборе единого кандидата, отвечающего формальным и неформальным требованиям к лидеру нации. Это скорее маловероятный сценарий.
Важным аспектом для конкурентов Токаева является выработка ими альтернативы текущему политическому курсу в Казахстане. . Такой курс должен предлагать реальные цели и ориентироваться как на глобальные тренды, так и на поддержку граждан Казахстана. Это может быть сейчас или национализм, ориентированный на казахстанскую глубинку, или глобализм, ориентированный на США и Великобританию.
Избирательная гонка покажет, насколько верны окажутся данные предположения.
Будем ждать начала активной фазы президентской кампании.