Завершились внеочередные президентские выборы в Казахстане: что дальше?

20 ноября 2022 года в Казахстане состоялись внеочередные президентские выборы. По итогам подсчета голосов избирателей победу одержал действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев. В предыдущих статьях о президентских выборах в Казахстане мы уже отмечали, что переизбрание действующего Президента страны было очевидным фактом как для граждан Республики Казахстан, так для экспертов и мирового сообщества.

Избирательную кампанию и ее итоги можно расценивать как промежуточный этап политического цикла. Процесс политической легитимации, укрепления и укоренения команды Токаева в Казахстане продолжается.

Как показала избирательная кампания, у действующего Президента не было серьезных препятствий для победы. Каждый из конкурентов Токаева выступал с осторожными заявлениями, занимался самопиаром, фокусировался на задачах, которые, скорее, рассчитаны на длительную борьбу не столько самих кандидатов, сколько тех политических сил, которые они представляли в президентской кампании. Подробнее об этом читайте нашу предыдущую статью.

Важно, что избирательная кампания и ее результаты в целом отразили настроения казахстанского общества, его поддержку политических реформ и, как будет видно далее, института выборов. При этом заметны и территориальные различия в отношении к действующему Президенту и его политическому курсу.

В голосовании приняло участие 8 300 046 человек, что составило 69,44 % от всех граждан, имеющих право голоса. Уровень явки по стране можно определить, как средний среди стран СНГ. К примеру, явка на выборах Президента Российской Федерации в 2018 году составила 67,54 %, Президента Республики Беларусь 2020 года – 84,05 %, Президента Республики Молдова 2020 года – 42,76% (первый тур) и 52,78% (второй тур), Президента Республики Узбекистана 2021 года – 80,04 %. Если сравнивать явку на ноябрьских выборах с явкой предыдущей президентских гонки 2019 года (70,96 %), то она вполне сопоставима.

Регионами–лидерами по явке на выборах 2022 года стали области так называемого старшего жуза, где в начале года наиболее активно проходили уличные беспорядки, – Жетысуская, Кызылординская, Туркестанская и Абайская области (в каждой из областей явка составляет более 80%). Наиболее низкий уровень участия граждан в выборах среди всех регионов Казахстана традиционно показала Алматы (28,72%), а также столица республики Астана (48,67%), город Шымкент (59,79%), Западно-Казахстанская (68,67%) и Мангистауская области (66,99%). Отметим, что аутсайдерами по явке стали преимущественно западные регионы Казахстана, относящиеся к младшему жузу.

В 12 из 20 регионов Казахстана действующий Президент набрал более 80% голосов избирателей, в 7 регионах (преимущество северный Казахстан) – 75 – 79 %. В Алматы Токаев набрал наименьшее число голосов – 67,3%. Каждый из конкурентов действующего президента суммарно набрал не более 5% по каждому региону Казахстана, за исключением Жигули Дайрабаева. Он получил более 5% в Кызылординской и Мангистауской областях.

Итоги внеочередных выборов Президента Республики Казахстан.

Каракат Абден 2,60% (206 206 голосов)

Нурлан Ауесбаев 2,22% (176 116)

Жигули Дайрабаев 3,42% (271 641)

Мейрам Кажыкен 2,53% (200 907)

Касым-Жомарт Токаев 81,31% (6 456 392)

Салтанат Турсынбекова 2,12% (168 731)

Против всех 5,80% (460 484)

Источник: https://www.election.gov.kz/rus/news/acts/index.php?ID=8018.

Алматы. В нашей статье, посвященной теме массовых беспорядков в начале 2022 года (ссылка)[1], мы отмечали роль Алматы, в котором митинги сразу приняли агрессивный характер. Город стал символическим центром сопротивления скорее не только Токаеву, но и «старой» политической элите Казахстана. Напомним, что в Алматы были разгромлены и сожжены офис партии «Нур-Отан», мэрия, резиденция президента, начались столкновения с правоохранительными органами[2]. Дальнейший уход с высших руководящих должностей представителей команды первого президента Казахстан Нурсултана Назарбаева можно рассматривать и как внутриклановую борьбу, по итогам которой во власти укрепилась команда Токаева, и как некий поиск виновных за неудачные управленческие решения и ухудшение социально-политической ситуации. При этом запрос казахстанского общества на реформирования политической системы сформировался еще в период президентства Назарбаева.

Как экспертное сообщество оценивает явку в Алматы? По мнению члена Общественного совета города Алматы Марата Шибутова, «Результаты выборов получились ожидаемые – в Алматы явка оказалась самой низкой за всю историю. Это произошло по причине того, что оппозиционно настроенные люди просто не пришли на участки – их демотивировали разные хипстерские СМИ и оппозиционно настроенные деятели. А вот лояльный Касым-Жомарту Токаеву электорат как раз весь пришел на участки»[3].

Низкую явку в Алматы прокомментировала председатель ЦИК Кыргызской Республики Нуржан Шайлдабекова, участвующая в международном наблюдении за выборами: «Низкую явку в Алматы можно объяснить несколькими факторами. Но важно понимать, что данные о низкой явке в Алматы говорят об объективности данных. Если мы вспомним советские времена, то тогда во всех регионах были одинаковые цифры»[4]. По ее мнению, имел место «фактор мегаполиса», проявляющийся в виде низкого уровня вовлеченности в выборы из-за большой занятости городского населения.

Сравним результаты выборов с данными социологических опросов об уровне жизни населения.

В августе 2022 года Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (КИСИ) провел ряд социологических опросов, направленных на выявление различий в неудовлетворенности граждан Казахстана социально-экономической и политической ситуацией.

Максимальная доля неудовлетворенных казахстанцев ценами на товары и услуги фиксируется в Мангистауской области (76,1% респондентов), Павлодарской (70,6%) и Алматинской областях (66,3%)[5]. Отметим, что Алматинская область достаточно контрастна в отношении более богатого и развитого Алматы с точки зрения неудовлетворенности. Доля жителей Алматинской области неудовлетворенных уровнем своих доходов значительно превышает половину опрошенных[6]. Согласно результатам социологического опроса, реализованного КИСИ в августе этого года, наиболее остро для казахстанцев стоит вопрос цен на товары и услуги – ими не удовлетворены 78,3% респондентов.

При этом опросы, проведенные в феврале 2022 года, показывают относительно высокий уровень социального оптимизма у жителей Казахстана[7]. Так, 77,6% опрошенных были убеждены, что ситуация в стране улучшится через 1 – 2 года, причем каждый четвертый респондент (26%) верит в существенное улучшение ситуации, а также в то, что Казахстан сможет стать сильным и процветающим государством. Любопытно, что Алматы выступает регионом с самым низким уровнем социального оптимизма (доля убежденных в улучшении ситуации в стране за ближайшие 1 – 2 года составляет  55,2%)[8]. На фоне Туркестанской или Павлодарской областей (где доля жителей, обладающих социальным оптимизмом, составляет более 90%) Алматы сохраняет потенциал для протестных настроений.

Как показали выборы, не только явка избирателей, но и сами результаты голосования в крупнейшем городе Казахстана отличаются от других регионов страны[9]. При довольно низкой явке, за кандидата «Против всех» в Алматы проголосовало почти 14,4 % граждан. Если сравнить эти данные, явку 2022 года и явку на президентских выборах 2019 года (на избирательные участки в Алматы пришло 52,2 % избирателей), то очевидно, что уличные протесты и последующие события 2022 года повлияли на уровень оппозиционности алмаатинцев по отношению к текущему политическому курсу в Казахстане.

Оценка выборов международными наблюдателями. В наблюдении за выборами приняли участие аккредитованные ЦИК Казахстан наблюдатели от 35 иностранных государств и 10 международных организаций, в частности: Миссия СНГ, Группа наблюдателей от МПА СНГ, а также миссии Парламентской Ассамблеи ОДКБ, Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, БДИПЧ ОБСЕ, Шанхайской организации сотрудничества, Организации исламского сотрудничества, Организации тюркских государств и Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран.

Данные миссии представляют интеграционные объединения, действующие в различных регионах на пространстве Евразии. С позиций элит Казахстана, оценка избирательного процесса со стороны международных институтов вносит значимый вклад в легитимацию публичной власти. На оценку международных организаций ориентируется и часть внутриполитических сил.

Миссия СНГ и группа наблюдателей от МПА СНГ после завершения избирательного процесса заявили, что выборы были проведены в соответствии с национальным законодательством, прошли на альтернативной основе, были прозрачными, справедливыми, открытыми и соответствовали принципам проведения демократических выборов; обеспечили свободное волеизъявление граждан Республики Казахстан.Схожую оценку выборам дали наблюдатели от Организации тюркских государств и Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран (ТЮРКПА), отметившие, что выборы прошли открыто, прозрачно и конкурентно в соответствии с международными принципами и нормами.

21 ноября,на следующий день после выборов, на сайте ОБСЕ было опубликовано Заявление Миссии Бюро по демократическим выборам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, в котором была дана следующая оценка завершившейся избирательной кампании:

«Внеочередные выборы Президента Республики Казахстан 20 ноября прошли в политической обстановке, лишенной конкуренции, и, несмотря на эффективную подготовку, выборы подчеркнули необходимость дальнейших реформ для приведения соответствующего законодательства и его реализации в соответствие с обязательствами ОБСЕ по обеспечению подлинного плюрализмаДействующий Президент баллотировался в качестве совместного кандидата от всех парламентских партий, и, по сути, ему не было брошено серьезного вызова в ходе сдержанной избирательной кампании. Способность граждан участвовать в политической жизни остается существенно ограниченной, а ограничения основных свобод сужают пространство для критических высказываний».

21 ноября в ответ на Заявление БДИПЧ последовал резкий комментарий МИД Казахстана, в котором указано, что Заявление БДИПЧ «страдает отсутствием объективности и ставит под вопрос эффективность БДИПЧ как важного института организации, который до настоящего времени пользовался поддержкой нашей республики». «В заявлении же содержится набор типичных для БДИПЧ ОБСЕ трафаретных и предвзятых выводов, демонстрируется полное нежелание воспринять развитие внутренней ситуации в нашей стране», – отмечается в официальном комментарии МИД Казахстана.

Конфликт стал предметом для всеобщего обсуждения: как можно толковать позицию БДИПЧ?

Связана ли она с внутриполитическим кризисом 2022 года в Казахстане или текущей геополитической ситуацией на постсоветском пространстве?

Может ли это быть расценено как показательное давление на Казахстан? Подчеркнём, что Администрация Президента США Байдена традиционно для избирательных кампаний в странах Содружества поддержала БДИПЧ ОБСЕ, выразив согласиес предварительными выводами наблюдателей от Бюро. Такое единодушие выводов ГосДепартамента США и БДИПЧ со штаб-квартирой в Варшаве в очередной раз наталкивает на мысль, что выводы для отчетов Бюро пишутся именно в Вашингтоне.

Многоточие в этом вопросе было поставлено 28 ноября, после встречи членов ЦИК Республики Казахстан с представителями мониторинговой миссии БДИПЧ ОБСЕ. Глава ЦИК Нурлан Абдиров и Глава Миссии БДИПЧ Уршула Гацек обменялись благодарностями за эффективное взаимодействие в течение избирательной кампании и взаимное выполнение международных обязательств. В завершении встречи ее участники подтвердили готовность к укреплению дальнейшего сотрудничества и продолжению постоянных двухсторонних консультаций. Тем не менее интересно будет понаблюдать за последующим взаимодействием органов администрирования выборов Казахстана и БДИПЧ в контексте предстоящих парламентских выборов в первой половине 2023 года.

Инаугурация избранного Президента. Из конкурентов действующему Президенту первым его поздравил Жигули Дайрабаев (партия «Ауыл»), затем Салтанат Турсынбекова, выступившая открыто в поддержку избранного Президента. Также в адрес Токаева поступили поздравления от других кандидатов. Первым из казахстанских политиков-тяжеловесов, представителей «старой элиты», Президента Токаева поздравил Нурсултан Назарбаев. «Эта победа свидетельствует о Вашем высоком авторитете как главы государства и является неоспоримым доказательством непоколебимой веры народа в Ваши масштабные реформы», – заявил Назарбаев.

Инаугурация Президента Токаева состояласьво Дворце независимости 26 ноября. В ходе нее Президент заявил:

«Казахстан вступает в новую эпоху своего развития. Инициированные нами масштабные преобразования положили начало коренным переменам. Осуществлена конституционная реформа. Всесторонне обновлены все сферы государственной жизни. «…» Доверие народа – это самая высокая ценность, которую невозможно сравнить ни с чем. Итоги выборов я расцениваю как поддержку моей политической платформы и мандат доверия на реализацию планов на предстоящий период. Возглавлять страну, пользуясь всенародной поддержкой, – это высокая честь и колоссальная ответственность», – подчеркнул Токаев в своем выступлении.

Глава государства также заявил о стратегическом партнерстве с соседями – Россией, Китаем и странами Центральной Азии как о приоритете внешней политики республики. Показательным стало отсутствие в этом перечне стран «коллективного Запада».

Реформирование продолжается. Первыми шагами команды Токаева после завершения президентской гонки стало решение о запрете членам партии «Amanat» (бывшей «Nur Otan») занимать должности акимов (аким – глава области, города республиканского значения или столицы). Об этом сообщил исполнительный секретарь правящей партии Асхат Оралов.

«Данные меры являются логичным продолжением реализации курса политических реформ, объявленных президентом страны Касым-Жомартом Токаевым. Уверены, это даст импульс партийной конкуренции, что особенно актуально в свете предстоящих выборов в мажилис и маслихаты всех уровней», – отметил Оралов.

В день инаугурации Токаев подписалуказы «О назначении на 14 января 2023 года выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан» (избирается непрямым голосованием по региональному принципу), «О Концепции развития сельских территорий Республики Казахстан на 2023-2027 годы», «О мерах по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» и др. Затем Президентом были инициированы кадровые переназначенияна должности главы Комитета национальной безопасности, Администрации Президента, Высшей аудиторской палаты, Агентства по противодействию коррупции, Агентства по финмониторингу, Службы госохраны, Агентства по делам госслужбы, Агентства по стратегическому планированию и реформам и других ведомств республики.

Первым знаковым внешнеполитическим решением Президента стал его визит в качестве избранного президента в Российскую Федерацию. По нашему мнению, этот шаг имеет большое символическое и политическое значение и позволяет рассчитывать на углубление интеграции в Евразийском регионе.  В ходе визита Токаев и Путин подписали Декларацию по случаю 30-летия установления дипломатических отношений Казахстана и России, а также ими было обсуждено двухстороннее сотрудничество по ряду направлений: от разработки международной конвенции по борьбе с химическим и биологическим терроризмом в рамках Конференции по разоружению до углубления многосторонних экономических связей в формате ЕАЭС и политических связей в рамках СНГ.

В ходе встречи с премьер-министром России Михаилом Мишустиным Токаев сообщил об идее российского президента создать трехсторонний союз Казахстана, России и Узбекистана.

«Сегодня говорил Владимир Владимирович о том, что нам нужно создать некий трёхсторонний союз, и он собирается позвонить президенту Узбекистана. Нам тоже нужно вникнуть в эту тему, во всяком случае, мне… с тем, чтобы прийти к искомым результатам и соглашениям. В принципе мы готовы к этому. Почему бы нет».

После московского визита Президент Токаев отправился в Париж на встречу с Президентом Франции Эммануэлем Макроном.

Подготовка к внеочередным парламентским выборам и либерализация партийной системы. В настоящий моментде-факто стартовала подготовка государственных органов и политических сил к прямым выборам в Мажилис (нижнюю палату парламента Казахстана).  23 ноября спикер Мажилиса Казахстана Ерлан Кошанов сообщил, что выборы в нижнюю палату республики запланированы на первую половину 2023 года.

Вероятнее всего кампания будет более конкурентной, чем предыдущие парламентские выборы 2021 года. Партии «консенсуса», выдвинувшие Токаева, будут позиционировать себя как самостоятельные силы в борьбе за депутатские места. От этого зависит их влияние на выбранный Президентом курс и его реализацию Правительством. Следует ожидать включение в избирательную гонку как «старой гвардии» и оппозиционных партий, так и появление новых политических проектов. Смешанная избирательная система (часть кандидатов будет выбрана по партийным спискам, часть по одномандатным избирательным округам) предоставит больше возможностей для непарламентских партий, общественных объединений и независимых (непартийных) кандидатов.

30 ноября государственную регистрацию прошла партия зеленых «Байтак». Информация об этом появилась в социальных сетях. Партия фокусируется на решении экологических проблем. Таким образом, «Байтак» стала шестой зарегистрированной партией Казахстана наряду с «Amanat», «Ак жол», Народной партией Казахстана, «Ауыл», «Adal» и ОСДП.

Заключение. Проведение внеочередных президентских и планирование внеочередных парламентских выборов показывает решительность команды Токаева на политическую и социальную модернизацию Казахстана.

В условиях реформирования всех сфер жизни государства и общества перезапуск политической системы может быть достигнут посредством легитимации инициаторов преобразований.Ориентир на формирование новой политической системы, которую можно определить, как «баланс между Президентом и Парламентом», не может полностью исключить нестабильность, которая может быть вызвана тем же курсом общественных преобразований в Казахстане.

Основная включенность всех политических сил Казахстана будет весной 2023 года на досрочных выборах Мажилиса Парламента Республики Казахстан. С учетом парламентского «представительного» вектора развития политической системы именно парламентские выборы станут завершением перезапуска политической системы и преодоления внутренней неопределенности в условиях глобальных геополитических трансформаций. Отметим, что реальная модернизация рано или поздно заканчивается. В этой связи следует вспомнить слова одного нашего знаменитого современника Эдварда Радзинского, характеризующие эпоху правления Александра II: «Реформы начинать опасно, но куда опаснее их останавливать».

При этом именно после парламентских выборов можно будет дать подробную характеристику политическому проекту Президента Токаева, который он сам обозначил как «новая страна, новый Казахстан, «Вторая республика»».


[1] https://csegr.ru/kazakhstan-anatomy-of-protest/

[2] https://csegr.ru/kazakhstan-anatomy-of-protest/

[3] https://vecher.kz/nizkuyu-yavku-na-viborakh-v-almati-obyasnil-marat-shibutov

[4] https://ru.sputnik.kz/20221120/obektivnostyu-dannykh-obyasnili-nizkuyu-yavku-izbirateley-v-almaty-nablyudateli-29556131.html

[5] https://kisi.kz/blogs/kazahstancy-ne-udovletvoreny-cenami-na-tovary-i-uslugi/

[6] https://kisi.kz/blogs/gotovnost-kazahstanczev-k-proaktivnym-dejstviyam-po-povysheniyu-dohoda/

[7] https://kisi.kz/blogs/kakim-kazahstanczy-vidyat-budushhee-svoej-strany/

[8] https://kisi.kz/blogs/kakim-kazahstanczy-vidyat-budushhee-svoej-strany/

[9] Население Алматы составляет 2 млн 147 тыс. человек (на 1 октября 2022 года) . Алматы на протяжении почти 70 лет был столицей Казахстана. Почти в 2 раза превосходит Шымкент и в 1,5 Астану.