
Внеочередные парламентские выборы в Казахстане:
завершение перезагрузки политической системы страны
Мы продолжаем следить за «перезагрузкой» политической системы Республики Казахстан. Главными итогами прошлого года можно назвать конституционную реформу, поддержанную народом Казахстана на республиканском референдуме 5 июня 2022 года, внеочередные президентские выборы 20 ноября 2022 года и продолжающуюся в течение всего года политику Президента на обновление элит.
Казахстан: новая политическая реальность
20 ноября 2022 года состоялись президентские выборы, на которых уверенную победу оказал действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев, набрав более 80% голосов избирателей (об этом читайте в наших предыдущих материалах по Казахстану). После победы Президент подписал указ о назначении на 14 января 2023 года выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан. Далее последовали кадровые решения – переназначения на должности главы Комитета национальной безопасности (Ермек Сагимбаев), Управления делами Президента (Айбек Дадебаев), Агентства по противодействию коррупции (Олжас Бектенов), Агентства по финмониторингу (Жанат Элиманов), Службы госохраны (Сакен Исабеков), Агентства по делам госслужбы (Дархан Жазыкбаев), Агентства по стратегическому планированию и реформам (Асет Иргалиев) и других ведомств республики.
В декабре 2022 года последовало назначение акимов регионов Казахстана. 14 из 20 акимов были переназначены, в 6 областях руководители сменились.
В конце декабря также последовало назначение Председателя Эльвиры Азимовой, а затем и судейКонституционного Суда Республики Казахстан, которые согласно конституционной реформе начали работу с 1 января 2023 года.
Что касается внешнеполитического направления государственной политики, то были проведены следующие назначения:
распоряжением Главы государства заместителем Министра иностранных дел Республики Казахстан назначен Канат Тумыш, до 11 января 2023 года занимавший должность чрезвычайного и полномочного посла в ЮАР;
чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Княжестве Монако, а также Постоянным представителем Республики Казахстан при Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры была назначена Гульсара Арыстанкулова, бывший посол во Франции;
президентом были назначены чрезвычайные и полномочные послы в Болгарии (Виктор Темирбаев), Литве (Тимур Уразаев); Албании по совместительству (Еркебулан Сапиев, действующий посол в Турции), Испании (Данат Мусаев); ЮАР (Еркин Ахинжанов) и Норвегии (Адиль Турсунов).
Также кадровая политика Казахстана затронула и международные организации. Поддержавший действующего Президента в ходе ноябрьской избирательной кампании Имангали Тасмагамбетов, смещенный в 2019 году с должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в Российской Федерации и отправленный на пенсию, занял пост Генерального секретаря ОДКБ.
Решение о досрочных выборах верхней и нижней палаты парламента, а также всех местных советов можно оценить, как намерение обновить состав парламента, избранного в эпоху Нурсултана Назарбаева, для повышения уровня доверия народа к законодательным органам государственной власти; обеспечить высокий уровень слаженности исполнительной и законодательной властей.
Еще одним моментом, требующим отдельного внимания, является «баланс между Президентом и Парламентом», который может выражаться число формально. При этом построение успешно функционирующей государственной системы, исключающей риски формирования культа личности, является для Казахстана актуальной задачей.
Ранее мы писали, что включенность всех политических сил Казахстана будет особенно заметна весной 2023 года на досрочных выборах Мажилиса Парламента Республики Казахстан. Именно проведение парламентских выборов окончательно обеспечит преодоление внутренней неопределенности и переход от политической модернизации к гуманитарному измерению и реальным действиям для повышения уровня жизни населения и формирования новой политической культуры страны.
Выборы верхней палаты Парламента Республики Казахстан
26 ноября 2022 года Президентом был подписан указ о назначении на 14 января 2023 года выборов депутатов Сената Парламента Республики Казахстан.
Выборы прошли спокойно без особого внимания со стороны общественности и мирового сообщества.
Как избирается Сенат. Численность Сената 50 человек. В Сенат избираются по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан (20 регионов, 40 сенаторов). Согласно Конституции страны, начиная с выборов депутатов Мажилиса Парламента восьмого созыва (то есть с момента назначения выборов в нижнюю палату парламента 2023 года) Президентом Республики, назначаются десять депутатов Сената (вместо пятнадцати), пять из которых – по предложению Ассамблеи народа Казахстана.
Отметим, что со времени последних выборов в Сенат Республики Казахстан были образованы новые административно-территориальные единицы первого уровня: Абайская, Жетысуская и Улытауская области, что привело к увеличению количества сенаторов от регионов.
По итогам выдвижения кандидатов от регионов в депутаты Сената было выдвинуто 130 человек на 20 депутатских мест (половина сенаторов от регионов). Наибольшее число кандидатов было выдвинуто от Астаны и Алматы (по 10 человек), что позволяет говорить о высоком уровне вовлеченности и конкуренции политиков старой и новой столицы Казахстана.
В итоге ЦИК Республики Казахстан было зарегистрировано 66 человек в качестве кандидатов: по 5 человек в городе Алматы и Жамбыльской области, по 4 человека в Туркестанской области и области Абай и по 3 человека в городах Астана, Шымкент и остальных регионах Республики Казахстан.
По итогам выборов было избрано 20 депутатов Сената, из которых только четыре депутата входили в состав предыдущего состава верхней палаты (Нурлан Бекназаров, Жанболат Жоргенбаев, Советбек Медебаев и Амангельды Толамисов). Средний возраст депутатов, избранных в Сенат Парламента от регионов Казахстана, составил 54 года.
Затем последовало назначение сенаторов Президентом Республики Казахстан, в том числе по предложению Ассамблеи народа Казахстана, которая ранее назначала депутатов в нижнюю палату Парламента.
Назначены Президентом:
- Жакип Асанов;
- Маулен Ашимбаев;
- Нуртор Жусип;
- Ляззат Калтаева;
- Аскар Шакиров.
Назначены Президентом по предложению Ассамблеи народа Казахстана:
- Евгений Больгерт;
- Закиржан Кузиев;
- Нурий Ниязов;
- Алишер Сатвалдиев;
- Геннадий Шиповских.
Таким образом, Маулен Ашимбаев, Ляззат Калтаева и Аскар Шакиров сохранили свои места в Сенате по президентской квоте.
Как отметил Председатель ЦИК Казахстана Нурлан Абдиров «на выборах в Сенат большинство кандидатов и тех, кто получил в итоге депутатский мандат, были самовыдвиженцами. По его мнению, «Это отражение растущих личных политических интересов в гражданском обществе. Из избранных 20-ти депутатов Сената Парламента 16 станут сенаторами впервые».
В средствах массовой информации Казахстана в период избирательной кампании уделялось наибольшее внимание следующим темам:
назначение сенаторов Президентом, избрание Председателя Сената и его заместителей;
проблема функционирования Сената в период роспуска Мажилиса и проведения досрочных выборов (согласно поправкам 2022 года, Сенат получил право принимать законопроекты в период временного отсутствия Мажилиса);
целесообразность сохранения верхней палаты в связи с объявленным Президентом Республики Казахстан Касымом-Жомартом Токаевым курсом политических реформ.
СМИ оценили процесс формирования групп интересов в Сенате как незавершённый и рассматривают выборы депутатов в Сенат как фактическое начало избирательной кампании по выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Выборы депутатов Сената, по мнению аналитиков, способны оказать влияние на дальнейшее политическое и государственное строительство Республики Казахстан. В частности, подчеркивается, что переизбранный Председатель Сената Маулен Ашимбаев (выбран единогласно) отметил перед выборами необходимость избрания в верхнюю палату депутатов с юридическим образованием, что свидетельствует о намерении повысить вовлеченность сенаторов в законодательную деятельность.
Кроме того, судя по заголовкам новостей сайта Сената, с момента избрания нового состава сенаторов особо подчеркивается значение регионального развития Казахстана («Необходимо установить тесное взаимодействие с регионами», «Важно активнее привлекать маслихаты [местные представительные органы] к разработке законопроектов»). Как отметил на одном из заседаний Сената в конце января этого года Маулен Ашимбаев, «Законотворческий процесс не должен останавливаться до избрания нового состава Мажилиса. Законопроекты, разрабатываемые по поручению Президента страны и нацеленные на решение актуальных вопросов, должны быть рассмотрены и приняты своевременно».
Что касается места Сената в новой конфигурации государственной власти в Казахстане, не стоит ожидать существенного снижения влияния Президента Касым-Жомарта Токаева на верхнюю палату парламента. Подчеркнем, деятельность нового состава Сената будет ориентирована на усиление властной вертикали и повышение уровня внимания в рамках законодательной деятельности к социально-экономическим вопросам развития регионов Казахстана. Этому также будет содействовать наличие в Сенате единственной депутатской группы «Өңір» (рус. «Регион») целью которой является содействие региональному развитию Республики Казахстан.
Выборы нижней палаты Парламента Республики Казахстан
19 января 2023 года на официальном сайте «АКОРДА» было опубликовано Заявление Касым-Жомарта Токаева о назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента на 19 марта 2023 года. Кроме того, в тот же день было принято решение о досрочном прекращении полномочий маслихатов всех уровней, выборы депутатов маслихатов пройдут параллельно с выборами депутатов Мажилиса в один день –19 марта.
Как избирается Мажилис. В соответствии с новыми правками в законодательство, Мажилис будет состоять из 98 депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам. 70% депутатов избираются по партийным спискам (право выдвижения принадлежит политическим партиям), а 30% – по одномандатным округам. Право выдвигать «одномандатников» принадлежит: политическим партиям, общественным объединениям, а также их структурным подразделениям (филиалам и представительствам) в случае, если соответствующее полномочие предусмотрено в уставе; гражданам путем самовыдвижения.
Еще одним нововведением кампании стало изменение процентного барьера для прохождения политическими партий в Мажилис с 7 до 5% голосов избирателей.
До 30 ноября 2022 года Министерством юстиции Республики Казахстан были зарегистрированы шесть политических партий.
30 ноября 2022 года Министерством юстиции Республики Казахстан была зарегистрирована Казахстанская партия зеленых «Байтақ».
20 декабря 2022 года в соответствии со статьей 45 Гражданского кодекса Республики Казахстан произведена регистрация прекращения деятельности политической партии «ADAL» в связи с реорганизацией путем присоединения к партии «AMANAT».
18 января 2023 года Министерством юстиции зарегистрировано общественное объединение «Партия «Respublica».
Отметим, что в Казахстане существенно упрощена процедура создания партий:
- сокращена минимальная численность инициативной группы граждан с 1 тысяч до 700 человек;
- увеличен срок проведения учредительного съезда с 2 до 3 месяцев;
- снижен регистрационный порог с 20 до 5 тысяч членов партии;
- снижена минимальная численность региональных представительств с 600 до 200 человек;
- увеличен срок формирования филиалов партии с 6 месяцев до 1 года.
По состоянию на 7 февраля 2023 года в Республике Казахстан к выборам допущены семь политических партий:
- Демократическая Партия Казахстана «Ак Жол»;
- Казахстанская партия зеленых «Байтақ»;
- Народная партия Казахстана;
- Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл»;
- Партия «AMANAT»;
- Партия «Respublica»;
- «Общенациональная социал-демократическая партия».
В данный момент партии проводят организационную и агитационную предвыборную работу.
23 января 2022 года в СМИ появилась информация о том, что еще две партии могут быть допущены к участию в выборах в Мажилис Парламента Республики Казахстан: «Ел тағдыры» (рус. «Судьба народа») и «Ұрпақтар жалғастығы» (рус. «Преемственность поколений»). Отметим, что они пока не зарегистрированы Министерством юстиции Республики Казахстан.
2 Февраля 2023 года стало известно о направлении документов партии «Народный конгресс Казахстана» (создана в 1992 году, затем воссоздана в апреле 2022 года) на регистрацию в Министерство юстиции Казахстана.
Как оценивают предстоящую кампанию в мире?
Американские эксперты и официальные лица демонстрируют оптимистичные ожидания от предстоящих выборов в Казахстане и выражают поддержку политической модернизации, инициируемой Касым-Жомартом Токаевым. Вашингтон видит в Астане потенциального союзника в Центральноазиатском регионе.
Согласно заявлению пресс-секретаря Государственного департамента США Неда Прайса от 22 ноября 2022 года (об итогах президентских выборов в Республике Казахстан), США официально поддерживают курс политических и экономических реформ, проводимых Касым-Жомартом Токаевым.
По мнению экспертов Центра Восточных исследований (Польша) демократические преобразования и внеочередные выборы в Казахстане направлены на снижение конфликтного потенциала и уменьшения поляризации казахстанского общества. При этом, по мнению польских экспертов, будет иметь место ограниченный плюрализм и управляемая демократия.
Общая оценка включает тезис, что досрочные выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан могут увеличить демократичность политической системы Казахстана, в той или иной степени. Также следует говорить о благосклонности большой части англоязычных экспертов к фигуре Президента Республики Казахстан и наличии определенного кредита доверия в отношении проводимых им реформ, несмотря на ситуацию, возникшую после ноябрьских выборов Президента Республики Казахстан и связанную с опубликованием заявления БДИПЧ ОБСЕ, в частности, в котором указывалось, что президентскими выборы были лишены конкуренции.
Следовательно, ожидаемой международной реакцией на итоги выборов в Мажилис 19 марта 2023 года видится официальное признание итогов со стороны США и стран-участников ЕС.
Что касается оценок текущей избирательной кампании со стороны других ведущих «игроков» в Евразии, то следует отметить некоторую «тишину» со стороны китайского и российского экспертного сообщества: на момент конца января – начала февраля 2023 года Казахстан упоминается преимущественно в контексте геополитических и геоэкономических трансформаций в Евразии. Это можно объяснить доминированием глобальной повестки и предсказуемостью, по мнению экспертов, завершения политического обновления в Казахстане.
При этом стоит ожидать всплеска интереса международных обозревателей к избирательной кампании ближе к ее завершению.
Сценарии развития предстоящей избирательной кампании

Республиканский референдум 5 июня 2022 года и президентские выборы 20 ноября 2022 года не вызвали общественных волнений. Избирателями была оказана высокая поддержка президентскому курсу политических реформ. Однако рядом экспертов отмечаются возможные риски, связанные с предстоящими выборами и их итогами. Среди факторов риска, который можно определить как повышение социально-политической напряженности, отмечаются следующие:
- Повышенное внимание СМИ к избирательному процессу (как заключительные выборы в рамках курса реформ), а также изменение в избирательном законодательстве (введение для партий 5% порога вместо 7%, одномандатные округа) может привести к росту общественных дискуссий.
- Вероятный низкий уровень явки в крупнейших городах Республики Казахстан (на выборах в Мажилис 2021 года явка в Алма-Ате составила 30,3%, в Астане 45,1%, в Шымкенте 56,5%) может способствовать оспариванию выборов и легитимности избирательного процесса (к примеру, честность избирательного процесса была подвергнута сомнению председателем «Народной партии Казахстана» Ермухаметом Ертысбаевым на съезде 30 января 2023 года).
- Курс Касым-Жомарта Токаева сопряжён с рисками разочарования общества в возможном результате преобразований (с данным фактором связывается решение о досрочных президентских выборах 2022 года). В связи с этим, помимо низкой явки прогнозируется массовое протестное голосование против партии «AMANAT», а также за графу «против всех» (впервые введённую для выборов в Мажилис).
Несмотря на отмеченные риски, на внеочередных выборах в Мажилис 2023 прогнозируется успех правящей партии «AMANAT» и получение ею свыше 50% мандатов. Второе место получит партия «Ак Жол». Также лидеры зарегистрированных новых партий публично поддерживают курс руководства Республики Казахстан и ориентированы на конструктивное взаимодействие.
Выделим три сценария развития ситуации:
Сценарий успешного проведения выборов (наиболее вероятный).
Согласно данному сценарию, выборы в Мажилис Парламента и маслихаты состоятся без особых нарушений и конфликтов, что будет обеспечено качественной работой органами государственной власти Казахстана. Предполагаемым победителем на выборах станет партия «AMANAT» (получение свыше 50% мандатов). Также предполагается попадание партий «Ак Жол» и «Народной партии Казахстана» и сохранение данными силами фракции так называемой «партии поддержки». Допускается прохождение новых политических сил в Мажилис. В частности, партии «Ауыл» (данная партия преодолела 5% порог на выборах 2021 года), а также «Общенациональной социал-демократической партии» и партий «Байтак» и «Respublica» (в связи с высказываниями Касым-Жомарта Токаева о возможности прохождения новых партийных сил). за партией «AMANAT» остается парламентское большинство. Конфликтной стадии после окончания кампании ожидать не следует. Данный вариант представляется наиболее вероятным.
Сценарий умеренной турбулентности (вероятный).
Согласно данному сценарию, партия «AMANAT» сохраняет парламентское большинство, однако в связи с не прохождением новых парламентских сил и низкой явкой при голосовании, обостряется общественная дискуссия в связи с разочарованием в курсе реформ. В ходе данного сценария возможны прохождение серии протестов и рост публичной критики действий руководства Республики Казахстан. Однако такая турбулентность не будет способствовать обострению внутриполитической ситуации и будет преодолена в короткие сроки. Данный сценарий уступает по возможности первому и представляется менее возможным.
Сценарий повышенной турбулентности (наименее вероятный).
Выборы в Мажилис могут спровоцировать общественное возмущение и разочарование в проводимом курсе политической модернизации. В ходе данного сценария возможны проведение серии крупных акций протеста, сопоставимых с событиями января прошлого года. Однако данный сценарий является наименее вероятным в связи с тем, что выборы являются запланированными заранее, при этом выборы ноября 2022 года показали высокий уровень поддержки политики Касым-Жомарта Токаева. Здесь важно подчеркнуть аккуратную и неспешную смену управленцев, слаженную работу органов администрирования выборов.
Как будут развиваться события и какой сценарий окажется наиболее точным, покажет избирательная кампания.
В следующей статье по выборам в Казахстане мы расскажем подробно об участниках избирательной кампании.
Календарь внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемых по партийным спискам и избираемых по одномандатным территориальным избирательным округам завершится в 18.00 часов по местному времени 8 февраля 2023 года.
Регистрация партийных списков и кандидатов по одномандатному территориальному избирательному округу завершится в 18.00 часов по местному времени 18 февраля 2023 года.
Проведение предвыборной агитации завершится в ноль часов по местному времени 18 марта 2023 года.
Голосование по выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан будет проходить 07.00 до 20.00 часов по местному времени 19 марта 2023 года.