Парламентские выборы в Киргизии: аналитический обзор
28 ноября 2021 года в Киргизии пройдут выборы в местный Парламент — Жогорку Кенеш.
11 апреля 2021 года на национальном референдуме была принята новая Конституция Кыргызской Республики, предусматривающая новый порядок формирования Парламента.
Согласно внесенным изменениям, предусматривается проведение выборов депутатов по смешанной избирательной системе: парламент формируется в количестве 90 депутатов по спискам политических партий (54 мандата) и по одномандатным округам (36 мандатов). Ранее число депутатов Жогорку Кенеша составляло 120 человек, он избирался по пропорциональной системе.
Впервые будет применяться преференциальное голосование. В бюллетень будут включены наименования партий и порядковые номера кандидатов в списке. Пришедшему на участок нужно будет не только поставить галочку в графе той партии, за которую он голосует, но и отметить номер претендента на мандат, которого он хочет видеть в парламенте представителем этой партии.
Таким образом, на выборах 28 ноября избиратель получит два бюллетеня: один для голосования по партийным спискам, другой – по одномандатному округу.
Избирательным округом для проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша по партийным спискам является вся территория Кыргызской Республики. Для проведения выборов по одномандатным округам формируются одномандатные избирательные округа.
На выборах депутатов Жогорку Кенеша изменились требования к кандидатам в депутаты:
Было: гражданство Кыргызской Республики; возраст — не младше 21 года на день выборов; отсутствие судимости или погашенная судимость.
Стало: гражданство Кыргызской Республики; возраст — не младше 25 лет на день выборов; отсутствие судимости или погашенная судимость; высшее профессиональное образование.
Как эти изменения отразятся на процедуре голосования:
- Изменение избирательного законодательства непосредственно перед выборами создает предпосылки для нарушений в ходе избирательной кампании связанных с незнанием правовых норм.
- Введение при выборах по единому избирательному округу системы голосования за партию и кандидата из списка соответствующей партии существенно усложнило процедуру голосования.
- Активное избирательное право граждан на выборах депутатов Жогорку Кенеша по одномандатным округам ограничивается требованием принадлежности к местному сообществу, возникающему по истечении 90 дней с момента регистрации по месту жительства на территории соответствующего избирательного округа.
Систему избирательных комиссий по выборам депутатов Жогорку Кенеша образуют:
- Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов;
- территориальные избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.
На период подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша VII созыва ЦИК образуются окружные избирательные комиссии.
ЦИК сформировала 54 ТИК. Каждая ТИК формируется в пределах одной территориальной единицы (район, город). В Кыргызской Республике в этом качестве учитываются 54 административно-территориальные единицы, из них:
- 2 города республиканского значения (Бишкек, Ош);
- 40 районов;
- 12 городов областного значения.
В Кыргызской Республике на постоянной основе сформировано 2494 УИК. Порядок образования и управления схемами и границами избирательных участков определяется в зависимости от численности избирателей на соответствующих территориях в соответствии с Положением «О порядке управления схемами и границами избирательных округов и избирательных участков» из расчета не более 2500 избирателей на каждом участке.
С целью расширения условий обеспечения реализации избирательных прав граждан Кыргызской Республики, проживающих за ее пределами, к выборам депутатов Жогорку Кенеша 28 ноября 2021 года, принято решение увеличить количество избирательных участков за рубежом до 59.
11 сентября 2021 года ЦИК опубликовала официальную схему и границы 36 одномандатных избирательных округов.
В ЦИК поступили уведомления от 387 кандидатов (в порядке самовыдвижения) о намерении участвовать на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по одномандатным избирательным округам. ЦИК зарегистрировала 321 кандидата. Избирательный залог составил 100 тысяч сомов (около 1,2 тыс. долларов США).
Подали уведомления о намерении участвовать в выборах 75 политических партий. Зарегистрирована ЦИК и внесена в избирательный бюллетень под соответствующим номером 21 политическая партия. Избирательный залог составил 1 млн сомов (около 12 тыс. долларов США).
В списки избирателей включаются граждане Кыргызской Республики, обладающие на день голосования активным избирательным правом, прошедшие биометрическую регистрацию в порядке, установленном национальным законодательством.
Количество избирателей по единому округу на 18.11.2021 + МИД КР составило 3 703 420 человек.
16 сентября 2021 года ЦИК утвердила смету расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Смета составила 592 531,0 сом.
20 сентября 2021 года распоряжением председателя Кабинета министров Кыргызской Республики был образован Республиканский штаб по оказанию содействия избирательным комиссиям в решении организационных вопросов и вопросов материально-технического обеспечения проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики во главе с секретарем Совета безопасности Кыргызской Республики М.Иманкуловым.
ЦИК в целях оперативного реагирования на выявляемые нарушения в каждом из 36 одномандатных избирательных округов были сформированы координационные группы оперативного реагирования из числа членов избиркомов, правоохранительных органов. Центр анализа реагирования был сформирован в ЦИК.
Информация, обращения по нарушениям избирательного законодательства в отношении кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша и политических партий рассматриваются ЦИК, по остальным субъектам избирательного процесса – по территориальности окружными избирательными комиссиями.
ЦИК обучила более 600 сотрудников внутренних дел, прокуратуры и ГКНБ особенностям избирательного законодательства, конституционно-правовой ответственности, надзору за соблюдением законности в ходе выборов и процесса выборов депутатов Жогорку Кенеша.
ЦИК для участия в информационной и агитационной деятельности в ходе проведения и подготовки выборов было аккредитовано 244 средств массовой информации и интернет-изданий для участия в предвыборной агитации на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, из них: 152 средств массовой информации и 92 интернет-издания.
29 сентября 2021 года в Бишкеке достигнута договоренность между ЦИК и платформой TikTok о сотрудничестве в целях недопущения политической агитации на интернет-платформе. 11 ноября по инициативе ЦИК состоялась онлайн-встреча с представителями Facebook, ответственными за реализацию программ и инструментов в Центральной Азии.
19 октября 2021 года в целях охвата информационным обеспечением избирателей с нарушениями слуха и речи, CALL-центр ЦКВПР запустил видеосвязь с избирателями по WhatsApp номеру 0996-550-011255, по которому избиратели с нарушениями слуха и речи могут получить ответы на свои вопросы жестовым языком.
Агитационная кампания по выборам депутатов Жогорку Кенеша VII созыва официально началась со дня окончания срока регистрации всех кандидатов, списков кандидатов и прекратится за 24 часа до начала голосования (с 29 октября до 8:00 часов 27 ноября 2021 года).
Особенности текущей избирательной кампании во многом определяются принципиальной позицией Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова на обеспечение справедливых и честных выборов без использования административного ресурса на всех уровнях власти, что нашло свое отражение в Указе «О мерах по обеспечению проведения свободных, честных и прозрачных выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 28 ноября 2021 года».
Некоторые особенности в агитационную кампанию привносит введение на предстоящих выборах преференциального голосования:
- Норма усилила конкуренцию между кандидатами от одной политической партии.
- В отличие от прежних избирательных кампаний заметно меньше рекламы партий.
- Кандидаты при планировании расходов в первую очередь стараются обеспечить свою персональную рекламу и потратить средства более адресно на агитацию «своего» избирателя.
- Содержательно стала преобладать реклама личных качеств кандидата, нежели программных положений партии, которую он представляет.
Эксперты, анализируя агитационные материалы и официальные страницы политических партий и кандидатов, отмечают схожесть программ политических партий.
Традиционные формы политической агитации сочетаются с активностью на различных социальных платформах в Интернете и в мессенджерах, снимаются ролики в Tik-Tok.
Пользователи интернета жалуются на обилие назойливой политической рекламы, но законодательство не регулирует вопросы проведения предвыборной агитации в сети Интернет и социальных сетях. Четкие правила пока выработаны только в отношении традиционных форм агитации.
По данным платформы Telegram Analitics на 14 ноября 2021 года киргизские Telegram-каналы за ноябрь 2021 года за редким исключением показали отрицательную либо нейтральную динамику по числу подписчиков. В большей мере «пострадали» каналы, ориентированные на размещение агитационных материалов исключительно той или иной партии.
Сравнение избирательных фондов партий на парламентских выборах в октябре 2020 года и проходящей выборной кампании позволяет говорить о значительном снижении расходов политических партий – 41 804 069 сом в 2020 году против 7 024 268 сом в 2021 году (средний показатель по информации, размещенной на сайте ЦИК КР), и объясняет заметное снижение количества партийной агитационной продукции и проводимых политическими партиями мероприятий в целом.
На этом фоне информационные агентства пошли на некоторое снижение расценок на политическую рекламу, например ИА «АКИpress» сообщила о снижении стоимости пакетных предложений по сравнению с выборами 2020 года на 30-40%.)
По числу проведенных мероприятий выделяется политическая партия «Ата-Журт Кыргызстан».
Проводимая агитация принимает и специфические формы. Так один из кандидатов в депутаты по одномандатному Нарынскому избирательному округу объявил кастинг женихов для своей «старшей дочери».
Партии и кандидаты используют и полученную возможность бесплатного выступления по телевидению.
Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной телерадиоорганизацией для проведения агитации на выборах депутатов Жогорку Кенеша по единому избирательному округу, составляет не менее одного часа в рабочие дни. Указанное бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными и явившимися на передачу кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими списки кандидатов, на равных основаниях.
Общий объем бесплатного эфирного времени для кандидатов по одномандатным избирательным округам составляет не менее тридцати минут в рабочие дни на каналах региональных телерадиоорганизаций.
Формат и масштаб агитационных кампаний сильно разнится. Часть участников процесса не проводит массовых мероприятий, агитационная деятельность некоторых партий и кандидатов практически незаметна.
Наблюдение за выборами
Процесс наблюдения за выборами депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики определяется конституционным Законом Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».
В соответствии со статьей 9 конституционного Закона кандидат, политическая партия, выдвинувшая список кандидатов, вправе назначить наблюдателя, который вправе осуществлять наблюдение за подготовкой выборов, проведением голосования, подсчетом голосов, установлением итогов голосования и определением результатов выборов, в порядке, предусмотренном законодательством.
Статус общественных наблюдателей на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики определен статьей 10-1. По информации ЦИК основные организации, которые ведут наблюдение за выборами это:
- Общественный фонд «Общее дело»
- Ассоциация «Таза Шайлоо»
- Общественный фонд «Эгль»
- Общественное объединение «Агентство социальных технологий»
Статус международных наблюдателей на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики определен статьей 10 Конституционного закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».
Для наблюдения за подготовкой и проведением парламентских выборов международных наблюдателей направили следующие организации:
- миссия от СНГ (включая группы от МПА СНГ и ПА ОДКБ) — 190 наблюдателей;
- миссия БДИПЧ ОБСЕ — 288 наблюдателей (50 долгосрочных и 238 краткосрочных);
- миссия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ — 70 наблюдателей;
- миссия ШОС — 17 наблюдателей;
- миссия Парламентской Ассамблеи Совета Европы — 14 наблюдателей;
- миссия Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран — 19 наблюдателей;
- миссия Организации тюркских государств — 9 наблюдателей;
- миссия Организации исламского сотрудничества — 5 наблюдателей.
Миссии СНГ и БДИПЧ ОБСЕ уже развернули работу в Кыргызстане по мониторингу выборного процесса.
Помимо международных организаций, следить за кампанией будут представители избирательных органов иностранных государств. ЦИК Кыргызстана аккредитовала членов ЦИК Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Латвии, Литвы, Мальдив, Молдовы, России, Румынии, Таджикистана, Турции, Украины и Узбекистана.
Делегаты 19 дипломатических представительств иностранных государств также аккредитованы в качестве международных наблюдателей.
Всего получили разрешение мониторить выборный процесс в Кыргызстане 730 международных наблюдателей.
Протестный потенциал после выборов
Лидеры проигравших партий (большинство из 21-й в парламент не пройдет) и кандидатов одномандатников вероятно попытаются вывести свой электорат на демонстрации, так как подобная реакция является частью политической культуры в Киргизии. Однако в этот раз не ожидаются масштабные протесты, которые приведут к революции.
Президент Садыр Жапаров имеет более устойчивые позиции и пока пользуется доверием избирателей, благодаря таким популярным решениям, как национализация золоторудного месторождения «Кумтор», которое принадлежало канадской компании и является крупнейшим предприятием страны (доля «Кумтора» в ВВП около 7-9%); снижение цены на уголь с 6-8 тыс. сомов до 3 тыс., что особенно важно с наступлением зимы.
Также сказывается усталость населения от беспорядков, чем пользуются власти, сообщая о якобы готовящемся перевороте: утром 26 ноября президент Киргизии заявил, что бывшие чиновники и нынешние депутаты планировали захват власти во время митингов после выборов. В ходе рейдов правоохранителей задержаны 15 человек, у которых нашли огнестрельное оружие, боеприпасы и наркотики.