Русская Православная Церковь в Африке
Автор: Георгий Ташевский
Россия и духовная борьба за Глобальный Юг
В 2021 году христианский мир стал свидетелем рождения Патриаршего Экзархата Африки, утвержденного Священным Синодом Русской Православной Церкви для духовного окормления православной паствы Африканского континента. Знакомые с ситуацией эксперты отмечают, что РПЦ вынужденно пошла на такой шаг, защищая каноническую традицию от раскола. Тем не менее, очевидно, что этот шаг, как и начатую в 2022 году Специальную военную операцию России на Украине, следует рассматривать в более широком — цивилизационном контексте. Для цивилизационного развития духовный, в узком смысле конфессиональный аспект, является одним из самых важных. И сегодня, с радикальным сдвигом мировой оси с проекции Запад-Восток в направлении Север-Юг, именно глобальный. Растущий населением и экономикой Юг — настоящий горизонт будущего. Кризис традиционной модели мирового устройства открывает редкую возможность: заново построить устойчивые отношения с теми, кого принято называть «третьим миром» — другой и весьма большой частью человечества. Но для этого, прежде всего, стоит рассмотреть, какие шаги мировое христианство предпринимает сегодня на Африканском континенте.
В начале февраля 2023 года закончился визит в Африку главы Католической церкви. В момент прощания с Демократической Республикой Конго сказано было много. Папа Римский Франциск традиционно говорил о мире, о бездомных, осудил европейский колониализм. Однако причиной его поездки являлось не восстановление исторической справедливости. В её основе лежали другие проблемы.
Одна из основных, если не первая — заметное сокращение католической паствы. Взяв курс на постмодерн, страны «коллективного Запада» заявили новый политический курс и общественные течения — начали отказываться от принципиальных догматов христианской веры. В свою очередь левый либерализм стал и вовсе непримиримым врагом традиционного общества, ломающим сегодня свой христианский фундамент. В стороне не остался и папский престол, допустивший многие ранее немыслимые вольности, например, принятие и освящение однополых браков. Такая своеобразная «либерализация» оттолкнула многих верующих и статистика не могла не встревожить Ватикан. Сегодня на континенте проживает около 18% всех католиков мира и папская администрация считает важным развернуть миссию по обращению молодого, растущего населения в католическую веру. Таким образом, Ватикан стремится к восстановлению собственных позиций, ослабевающих во всём мире, и Африка видится одним из наиболее перспективных направлений.
Не является секретом близость православных Константинопольского и Александрийского патриархатов, традиционно окормляющих Африканский континент, к Папскому престолу, и определённое следование в политическом фарватере Ватикана. Эксперты отмечают, что со времен совместной католическо-православной декларации папы римского Павла VI и вселенского патриарха Афинагора I и снятия взаимных проклятий 1054 года отношения католической и вселенской метрополий только улучшаются…
Казалось бы, о каких с учетом этого непреодолимых конфликтах и сложностях можно говорить? Столкновение мировоззрений, основой которых является духовный мир человека, неминуемо затрагивает сферу ценностей и историческую память. Главным преимуществом Православия в этом вопросе всегда являлось отсутствие экспансионизма и добрая воля в принятии веры. Католические миссионеры следовали иным, зачастую весьма жёсткими, принципам проповеди в разных частях света. Африка вряд ли когда-нибудь забудет, что пришлось испытать её жителям в период многовековой колониальной политики западных стран. Среди «великих держав» Россия не участвовала в по-настоящему хищническом освоении и присвоении африканских стран и народов.
Церковные традиции и трагедии
8 ноября 2019 года Александрийский патриарх Феодор II признал раскольническую «Православную церковь Украины» (ПЦУ), осуществив поминовение за литургией лидера раскольников лжемитрополита Епифания (Думенко) в качестве канонического предстоятеля на Украине. Причем еще осенью 2018 года он же призывал украинский народ к единству в лоне РПЦ.
В 2021 году Феодор II еще больше усугубил ситуацию с расколом. Он не только не отказался от поминовения главы упомянутой раскольнической группировки, но и сослужил с ним за Литургией на острове Имврос. Феодор откровенно ушел в раскол. Несомненно, это стало настоящим «ударом в спину» как для Русской православной церкви, так и для всех православных христиан, хранящих канонические традиции. Эти события заставляют вспомнить еще одну трагедию, потрясшую более 15 лет назад весь Православный мир.
По словам религиоведа Романа Силантьева, проблемы с Александрийским патриархатом начались после трагической авиакатастрофы 2004 года, в которой погибли высокопоставленные православные иерархи — митрополит Карфагенский Хризостом, митрополит Мадагаскарский Нектарий, епископ Пилусийский Ириней, а также секретарь Александрийской патриархии Каллистрат. Он делает такой вывод: «После этого к власти пришли те, кто даже технически не рассматривался в качестве первых лиц. Кадровый резерв небольшой, а гибель патриарха и его ближайших сподвижников сильно подкосила церковь и привела к полной зависимости от Константинополя. А до этого у них была в большей степени независимая политика».
После признания раскольнической церкви на Украине Феодор II был вынужден столкнуться с неприятием подобного акта со стороны священнослужителей Александрийской церкви. Африка вообще отличается особым уважением к традициям. Но несогласных тут же изгнали из Александрийской церкви и в их адрес даже полетели угрозы физической расправы, если они «не одумаются». Стоит заметить, что важных проблем к этому времени накопилось действительно много.
В Александрийскую Православную Церковь (АПЦ) преимущественно назначались епископы из Греции и Кипра. Даже грекам, родившимся в африканских общинах, путь в епископы, как правило, был закрыт. Структура АПЦ носит название «Греческий Православный Патриархат Александрии» и состоит на 98% из греков. Еще одной нелицеприятной темой является неоднозначное отношение к темнокожему клиру и пастве, например, проявление дискриминации к африканским учащимся, разделение приходов для греков и не греков и т.д. Это как раз и является признаком церковного этнофилетизма — дискриминации паствы и клира по расовому признаку.
Два года РПЦ ожидала, что Феодор II изменит свою поддерживающую раскол позицию. К сожалению, напрасно. Святые отцы единодушно учат о невозможности спасения в расколе и о том, что раскол есть отпадение от Церкви и путь в погибель. Зная это, более ста священнослужителей Александрийского патриархата, а это более 20% от всего клира АПЦ, перешли с приходами и паствой под омофор Русской православной церкви, чтобы не быть причастными к смертельному греху раскола.
26 декабря 2019 года Синод Русской православной церкви вывел из юрисдикции Александрийского Патриархата приходы Русской Православной Церкви, находящиеся на Африканском континенте, придав им ставропигиальный статус. 29 декабря 2021 года Священный Синод Русской православной церкви постановил образовать Патриарший Экзархат Африки и принять в свою юрисдикцию 102 клирика Александрийского патриархата.
Отдельно необходимо заострить внимание на эволюции титула Александрийских патриархов. Сегодня полный титул патриарха Александрийского звучит так: «Его Божественное Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной».
Однако вплоть до XX века слов о «всей Африки» в нем не было и звучал он так: «Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта». Это и есть традиционная и общепринятая в Православии каноническая территория Александрийского Патриархата, которая ограничена Египтом, Ливией и Эфиопией. Александрийская Церковь осталась единственной Православной Церковью в Африке, после того как Карфагенскую уничтожили арабы, а Эфиопская Церковь отпала в монофизитство. Хотя перед этим на Африканском континенте как раз и существовали эти несколько Поместных церквей.
Словами «всей Африки» титул дополнился следующим образом. В 1925 году место почившего Александрийского патриарха Фотия, который был известен своим противостоянием либеральному обновленчеству, занял «добровольно ушедший» с Константинопольского престола Мелетий (Метаксакис). Он и закрепил за канонической территорией Александрии всю Африку. Однако в обмен на Африку Александрийская Церковь вновь стала политическим сателлитом Константинопольского патриархата. Посягательства Фанара на все православные общины и епархии вне канонических территорий Поместных церквей и его вторжение на каноническую территорию Русской Церкви в Польше, Финляндии и Прибалтике теперь стали находить полную поддержку в АПЦ.
В XIX веке именно при поддержке русского государства началось возрождение Александрийской церкви. Благодаря российскому императору Николаю I (которому досталась в наследство от бабки Екатерины Великой мечта о проливах и православной Греции) удалось восстановить главные египетские православные обители — монастырь святого Георгия и монастырь святого Саввы, а также открыть греко-арабское училище в Каире. В 1855 году в Москве было создано Александрийское подворье, ставшее центром сбора помощи египетским православным христианам. Поддержка Российской империи немало способствовала возрождению Александрийского патриархата. Многочисленные усилия и братская помощь привели к тому, что впервые за многие годы Александрийский Патриарх был избран не в Стамбуле, а в Каире. Это событие произошло в 1866 году.
Христианская Африка 2.0
Как известно, в Церкви «нет ни эллина, ни иудея» (Кол. 3:11). Как бы в подтверждение этой апостольской мысли Патриаршим Экзархом Африки стал Епископ Русской православной церкви, митрополит Клинский Леонид. Будучи неожиданной во многом и для многих, но несомненно, крупной фигурой и ярким святителем, в одном из первых интервью в новом качестве он заявил: «Для нас борьба, прежде всего, это реализация тех задач, которые благословило нам священноначалие Русской Православной Церкви. В этом направлении мы трудимся и какие бы вызовы перед нами не стояли, в любом случае, с Божией помощью мы их преодолеем». Он заверил, что РПЦ всегда была, есть и будет той площадкой, которая помогает решать любые проблемы, всё, что связано с миротворчеством, особенно.
Реализуя поставленные цели, Русская Православная Церковь вслед за Россией несет мир и развитие Африканскому континенту. На новом витке развития этих отношений РПЦ призвана способствовать развитию их духовной, социальной и гуманитарной составляющих, продвигать миротворчество и образовательные проекты.
Экзархат призван бороться с притеснением и дискриминацией, в частности, со стороны АПЦ. Очевидно, Русская Православная Церковь пришла в Африку с самыми серьезными намерениями, и свою миссию она больше никому, как это было ранее, перепоручать не будет. Планируется полное юридическое «покрытие» стран Африки. Осуществляется официальная регистрация РПЦ в странах Африканского континента для совершения Экзархатом полноценного окормления паствы. Регистрация необходима, чтобы действовать легально, потому что Русская православная церковь являемся крупнейшей Православной церковью в мире, ее присутствие должно быть официальным и законным. На территории Африки расположены 55 государств, у каждого из них своя Конституция и правовая система. Соответственно, процесс регистрации займёт значительное время, сдерживая возможности осуществления миссионерской деятельности.
Со временем Экзархат должен стать площадкой, помогающей в Африке сглаживать религиозные конфликты и другие противоречия между различными конфессиями, облегчать положение меньшинств. Например, подавляющее большинство из пятимиллионного населения ЦАР — протестанты и католики, а также мусульмане. Тех же, кто относит себя к православным христианам, менее 1%.
В основе жесткого неприятия русской православной миссии в Африке со стороны ее религиозных и светских противников лежит понимание, что христиане всего мира тянутся к Русскому Православию, видя в нем то живое настоящее христианство, — то, что было оставлено нам Христом и его апостолами. Например, в ЮАР три общины буров решили принять православие. Буры сохраняют консервативный уклад, большинство из них относят себя к протестантам. Противостоя явлениям «апартеида наоборот», люди видят в РПЦ защиту и духовный оплот. Священник из общины буров Николай Эстерхейзен на пресс-конференции, посвященной деятельности РПЦ на Африканском континенте, даже заявил о надежде сделать из Африки «бастион православия».
Сегодня в самой Африке насчитывается примерно 5-7 млн. православных, в Уганде даже есть община старообрядцев. Ясно, что с учетом роста населения уже через 10-15 лет это число может как минимум удвоиться. Вероятно, в том числе из расчета такого роста Русская православная церковь приняла в свою юрисдикцию 102 священнослужителя АПЦ из восьми стран Африки с их приходами, сам Патриарший Экзархат был образован из двух епархий. В состав Северо-Африканской епархии были включены бывшие ставропигиальными (подчиняющимися непосредственно патриарху) приходы РПЦ в Египте, Тунисе и Марокко. В сферу пастырской ответственности епархии вошла 31 страна континента. В Южно-Африканскую епархию был включен бывший ставропигиальный приход в ЮАР, эта епархия объединяет 23 государства. «Русские миссионеры никогда не подрывали национальную жизнь местных народов, у нас никогда человек другой расы не был чем-то низшим, но в культуре многих европейских стран, к сожалению, это так», — констатирует член Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Андрей Новиков.
В настоящее время РПЦ развивает стратегию расширения своего присутствия в странах Африки. Сейчас африканцы из ЦАР, Уганды, Кении, Нигерии, Руанды, Мадагаскара, Танзании приезжают на учёбу в российские семинарии, поступают послушниками в монастыри, ходят в приходские школы РПЦ на континенте. В российских храмах первые шаги в своем служении совершают недавно рукоположенные иереи из Африки. Например, в Кирове служит православный священник о. Герман из королевства Эсватини (бывшего Свазиленда). Русская православная церковь также проводит гуманитарные акции по снабжению продовольствием нуждающихся из Нигерии, Конго и Малави. Русский православный храм сейчас строится в Уганде. Есть планы и проекты создания на Африканском континенте монастырей по образу и подобию обителей в России.
Таким образом, за последнее время РПЦ удалось увеличить собственное присутствие на пространстве Африки. Сформировав отдельные структуры, ответственные за данное направление, была развернута активная миссионерская и культурно-просветительская деятельность. Неотъемлемым преимуществом деятельности Экзархата Африки является образ России и православной веры, отличный от образа стран Западной Европы и Северной Америки. В то время, как данные государства сталкиваются с проблемой колониального наследия и сохранения инструментов зависимости, прослеживаемых в самых различных институтах (в том числе и религии), русское Православие представляется привлекательной альтернативой. Сотрудничество с Россией не обладает негативным оттенком «колониального гнёта» и эксплуатации, что дает выгодную позицию при выстраивании контактов с Африкой. Православная вера приобретает в данном контексте особенную значимость в связи с «леволиберальным» разворотом католицизма и проблемой поддержки авторитета различных протестантских деноминаций. Православие может стать альтернативным центром притяжения для африканских христиан, чья потребность в защите и продвижении собственной веры возрастает. Однако несмотря на значительные перспективы, РПЦ необходимо учитывать сложности регионального уровня, такие как значительные географические масштабы, бедность, трудности с коммуникацией, этнические и религиозные конфликты, а также возможное сопротивление продвижению православной веры на территории Африки. Тем не менее, данные проблемы могут быть преодолены при проведении слаженной работы и выработке последовательной стратегии, отвечающей интересам, как народов Африки, так и РПЦ.
Деятельность Патриаршего Экзархата Африки Русской Православной Церкви
Патриарший Экзархат Африки был учреждён 29 декабря 2021 года по решению Священного Синода. Создание Экзархата было продиктовано развитием конфликта в отношениях с Александрийским патриархатом, под юрисдикцией которого находится африканский континент. Причиной конфликтных отношений было признание со стороны Александрийского патриархата Православной Церкви Украины, что вызвало негативную реакцию со стороны Русской Православной Церкви. В ответ на действия Александрийского патриархата, в 2019 году РПЦ было принято решение о выводе своих церквей в Африке из под юрисдикции патриархата, а в 2021 году учреждён отдельный Экзархат, обосновав данное решение тем, что де-юре ответственность Александрийского патриархата охватывает только территорию Египта. На сегодняшний день, Экзархат Африки разделён на две епархии: Северо-Африканскую (с центром в Каире) и Южно-Африканскую (с центром в Йоханнесбурге).
Несмотря на критику данных действий Александрийским патриархатом, Русской Православной Церкви удалось за короткие сроки создать разветвлённую структуру приходов в Африке. Экзархат Африки возглавляет епископ Леонид (Горбачёв), который сочетает статус Преосвященного Ереванского и Армянского, а также является титулярным митрополитом Клинским в Белоруссии.
Первым, основополагающим направлением деятельности Экзархата Африки является миссионерская деятельность и увеличение численности последователей Православия на континенте. Двумя ключевыми подходами для развития миссионерской деятельности становятся проведение публичных мероприятий, церковных богослужений и благотворительных акций, а также увеличение численности священников из представителей местного населения. На второй аспект Русская Православная Церковь делает особый упор в своей деятельности. Александрийский патриархат обвиняется в этнофилетизме, акцентируя внимание на этнический состав числа священнослужителей (преимущественно, состоящий из греков при отсутствии представителей коренного населения).
В связи с этим, Экзархат стремится к «локализации» Православия, активно направляя представителей местного населения на учёбу в Россию для формирования в будущем местных сообществ священнослужителей. Одним из наиболее интересных аспектов видится адаптация православия под специфику культурного ландшафта. К примеру, Экзархат Африки издал краткие молитвословы на языках тив (Нигерия), кирунди (Бурунди) и суахили (Уганда, Кения, Танзания, Коморские острова), а также анонсировал дальнейшую работу по переводу на другие языки. Кроме того, развивается англоязычное и франкоязычное духовенство Африканского Экзархата, состоящее из обращённых в православие представителей жителей Африки.
Вторым аспектом деятельности Экзархата Африки является развитие образовательных и просветительских программ на территории континента. На данный момент осуществляется несколько просветительских проектов преимущественно в Западной Африке (Нигерия, Камерун) и Юго-Восточной Африке (Танзания, Руанда, Кения, Малави). Проводятся курсы и публичные лекции по освоению русского языка, истории Церкви, чтению Катехизиса и церковному пению. Среди ряда стран предпринимаются попытки формирования полноценных, устойчивых просветительских систем. К примеру, в Кисараве (Танзания) функционирует образовательный центр Экзархата, нацеленный на воспитание священнослужителей из числа местной молодёжи. Подобные инициативы проходят как при координации с дипломатическими представительствами в Африке (деятельность Экзархата направлена в том числе на сотрудников дипломатических миссий и их семей), так и Россотрудничества (прежде всего, через взаимодействие с Российскими центрами науки и культуры).
Помимо миссионерской деятельности и продвижения культуры Африканский Экзархат проводит активную политику по выстраиванию общественных и политических контактов, позиционируя себя в качестве самостоятельного актора. Прежде всего осуществляется практика визитов в страны Африки представителей Русской Православной Церкви для встреч с соотечественниками, местным духовенством и образовательными организациями. Кроме того, Африканский Экзархат принимает активные действия по выстраиванию отношений с другими церквями. За последнее время Русская Православная Церковь достигла больших успехов в координации действий с Коптской Православной Церковью, передавшей весной 2023 года в пользование Африканского Экзархата один из храмов в Каире. Также данная церковь поддержала Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата и выступила против действий украинских властей в отношении Киево-Печерской лавры. При посредничестве Африканского Экзархата активизировалось сотрудничество Коптской Православной Церкви с властями Российской Федерации (например, по линии Министерства просвещения РФ).
Кроме того, были достигнуты значительные успехи в отношениях с Эфиопской Православной Церковью, с которой 15 февраля 2023 года был заключён меморандум о направлениях церковного взаимодействия (предполагающий совместное сопротивление росту либеральной этики и ценностей).
Помимо выстраивания отношений с различными силами африканского континента, Русская Православная Церковь становится одним из участников диалоговых форматов, используемых для выстраивания сотрудничества между Россией и африканскими странами. К примеру, ответственный секретарь Православного миссионерского общества Е.О. Иванов, а также ряд представителей Африканского Экзархата принимали участие в круглом столе «Международное сотрудничество: Россия — Африка», состоявшегося 30 марта 2023 года. Также Русская Православная Церковь была представлена в рамках Африканского международного конгресса 5-6 апреля 2023 года, где с докладом выступил председатель Миссионерского отдела Экзархата Африки иерей Георгий Максимов. Таким образом, Африканский Экзархат активно развивает представительское направление в рамках многосторонних форумов и мероприятий, знакомя жителей Африки с Православной верой и российской культурой.