Итоги саммита ШОС в Самарканде

Станислав Ткаченко, д.э.н., профессор СПбГУ


С момента учреждения в июне 2001 года Шанхайская организация сотрудничества находится в поиске наиболее перспективных направлений своего развития. Состоявшийся 15-16 сентября 2022 года в Самарканде саммит лидеров этой организации оказался самым представительным в истории ШОС. Известные на настоящий момент результаты саммита показывают, что на наших глазах ШОС превращается в новый полюс хаотичной и переживающий период трансформации современной системы международных отношений.

Членами ШОС являются государства, в той или иной степени возражающие против диктата США в международных делах. Большинство из них уже сегодня является объектами американских санкций (экономических, технологических, дипломатических) или же резонно опасается, что такие санкции могут быть применены к ним в любой момент как средство наказания за независимость в международных делах и нежелание подчиниться гегемонии Вашингтона.

Гегемонию никто не любит ни в межличностных отношениях, ни во взаимоотношениях между суверенными государствами. В социальных отношениях закономерности установить много сложнее, чем при изучении природы и ее физических законов. Если в политической науке и имеется какой-то проверенный временем закон, то он гласит: всемирная империя невозможна. Как только какое-то государство пытается занять доминирующую позицию в своем регионе или на всей планете, немедленно появляются силы, которые формируют альтернативный полюс власти и пытаются посредством механизма баланса сил лишить новоявленного гегемона его статуса. Так было в прежние века с царством Александра Македонского, Римской империей, попытками наполеоновской Франции и нацистской Германии доминировать в Европе. Зачастую усилия по противодействию гегемону поначалу были неэффективными или запаздывали, поэтому гегемонистские режимы существовали долгими десятилетиями. Но рано или поздно противодействие гегемонии приводило к тому, что однополярная модель рушилась, расчищая простор для равноправного диалога государств.

Сейчас этот проверенный веками процесс все заметнее противодействует «унилатерализму» США, то есть попыткам Вашингтона в одностороннем порядке править миром, периодически создавая региональные альянсы в поддержку тех или иных экспансионистских планов. Как показал Самаркандский саммит, лидером этого поистине глобального процесса сдерживания американской экспансии в Евразии становится именно Шанхайская организация сотрудничества. 

Поначалу два крупнейшие ее государства-участника (Россия и Китай) по-разному видели долгосрочные перспективы организации, возникшей из Шанхайской «пятерки» (1996-2001). Тот форум пяти государств, имеющих общие границы в регионе Центральной Азии, сумел в короткие сроки урегулировать все острые вопросы установления и признания государственных границ между Китаем и остальными странами.

Для России важнейшим приоритетом ее присутствия в ШОС изначально были вопросы безопасности государственных границ, поэтому Москва всячески поддерживала сотрудничество в военной области. Китай как крупнейшее государство этой организации видел перспективы ШОС в торгово-экономической сфере и надеялся однажды создать в его рамках зону свободной торговли.

Какой-то период споры Москвы и Пекина о будущем ШОС сдерживали развитие организации, но время все расставило по своим местам. За прошедшие два десятилетия интерес Пекина к обеспечению собственной безопасности в регионе ШОС (т.е. в Центральной Азии и Восточной Европе) существенно повысился вследствие нарастающего американо-китайского противостояния. Поэтому вопросы «жесткой безопасности» сегодня наиболее широко представлены в многочисленных инициативах ШОС, реализуемых ее секретариатом и государствами-участниками. Москва же, столкнувшись с серией беспрецедентных санкционных мер со стороны США и их союзников, стала более позитивно смотреть на ШОС как объединение, способствующее диверсификации торгово-экономических связей в рамках общего процесса «Поворота России на восток».

В настоящее время расширение сфер экономического сотрудничества девяти государств ШОС идет особенно активно. Поэтому, оценивая итоги Самаркандского саммита, было бы неверно ограничиваться только вопросами международной безопасности. Назовем наиболее перспективные направления работы ШОС, подтвержденные в Самарканде и получившие новый импульс для развития.

  • Вступление Ирана в ШОС в качестве полноправного члена. Крупнейшее государство региона Ближнего Востока в течение более четырех десятилетий находится в дипломатической изоляции, поэтому полноправное членство в ШОС стало для Тегерана прорывом во внешнеполитической сфере, над которым работало несколько поколений дипломатов этой страны. Несомненно, что с вступлением Ирана в ШОС влияние организации в этом регионе существенно возрастет.
  • Перспектива получения членства в организации Беларусью. До настоящего момента членами ШОС были азиатские государства за исключением России, раскинувшейся на всем пространстве Евразии. Грядущее вступление в организацию Беларуси приведет к повышению ее международного статуса, превращению из региональной силы в глобальную. Географическое положение Беларуси в центре Европы открывает новые перспективы для реализации масштабных транспортно-логистических проектов, расширит возможности для перевозки всех видов грузов между Азией и Европейским союзом.
  • Усиление влияния ШОС в регионе Средиземноморья подтверждается присутствием на саммите ШОС президента Турции Реджепа Эрдогана. Сенсацией глобального масштаба может стать в скором будущем сближение, а затем и полноправное членство Турции в этой организации, о чем недвусмысленно высказался президент Эрдоган 17 сентября, подводя итоги своего визита на Самаркандский саммит.
  • Позитивное воздействие ШОС на безопасность в Евразии, выражающееся в смягчении остроты многолетних конфликтов между членами ШОС: Китаем и Индией, а также Индией и Пакистаном. Ведущийся на различных треках диалог антитеррористических структур, министерств обороны и секретарей советов безопасности с течением времени формирует атмосферу доверия между конфликтующими сторонами, открывает пространство для переговоров и разрешения конфликтов на взаимовыгодных условиях.
  • Решение государств – членов ШОС ускорить реализацию мер по переходу во взаимных расчетах на национальные валюты и, как следствие, все более заметная роль организации в дедолларизации мировой финансовой системы. В течение последнего десятилетия Вашингтон активно использует доминирующие позиции своей национальной валюты для ведения экономической войны против неугодных режимов. В настоящее время такие санкции направлены на Иран и Россию. Но ни одно государство ШОС сегодня не чувствует себя защищенным от аналогичных действий Вашингтона, поэтому усилия по выдавливанию доллара США из экономики стран ШОС, суммарно охватывающей почти половину мировой системы хозяйственных связей, представляются своевременными и полезными.

Некоторые дискуссии саммита в Самарканде затрагивали процессы, реализация которых была начата в прежние годы, а на земле Узбекистана расширена и конкретизирована.

Во-первых, это увеличение объема взаимного товарооборота посредством гармонизации таможенных процедур и внедрения цифровых технологий на основе китайского и российского опыта. В период после прохождения пика пандемии короновируса во второй половине 2020 г. взаимная торговля государств ШОС демонстрировала устойчиво позитивные темпы роста.

Во-вторых, полномасштабная реализация транзитно-транспортного потенциала государств – членов организации. Все девять стран осознают значение развития новых международных маршрутов для автомобильных и железнодорожных перевозок, мультимодальных транспортных коридоров и пограничных логистических центров, а также внедрения цифровых технологий на транспорте. Эта деятельность во многом интегрирована в реализацию китайской программы «Один пояс, один путь», на основе которой формируется новый каркас транспортных коридоров, соединяющих Китай и Центральную Азию с Европой, Ближним Востоком и Южным Кавказом. Под «зонтиком» ШОС китайский проект сегодня интегрируется с инициативами других государств-членов, включая стратегически значимый для России проект международного транспортного коридора «Север-Юг», соединяющий Европейский союз и Индию через Санкт-Петербург, Каспийский регион и территорию Ирана.

В-третьих, устранение таможенных и фитосанитарных барьеров для торговли продовольствием и создание благоприятных условий для производства аграрной продукции. Угроза продовольственного кризиса объединила девять государств в усилиях по снижению опасности дефицита основных продуктов питания. Секретариат ШОС вместе с профильными министерствами в странах-участниках работает над проектом создания инвестиционного фонда в сфере производства для финансирования цепочек агропромышленного комплекса. Эта работа должна стать адекватным ответом на опасность дестабилизации мирового рынка продовольствия в ближайшие годы.

В-четвертых, увеличение доли национальных валют во взаимных расчетах. Иран в настоящее время активно продвигает идею создания единой валюты ШОС. Реалистичным данный проект в настоящее время не является, но все государства объединения заинтересованы в минимизации последствий валютных шоков для национальных экономик, связанных с резкими колебаниями курса доллара США и единой европейской валюты. Поэтому поиск путей создания тихой «валютной гавани» будет продолжен в интересах всех стран-членов ШОС.

В-пятых, гигантский туристическо-рекреационный потенциал государств-членов ШОС может более широко использоваться и получить дальнейшее раскрытие в результате реализации одобренной еще до вступления в организацию в нынешнем году Ирана инициативы «Восемь чудес ШОС». Цель находящегося в начальной стадии реализации проекта – способствовать формированию общего туристического пространства и укреплению диалога между народами и культурами во всем регионе ШОС.

Самаркандский саммит ШОС подвел черту под подозрениями стран Запада в том, что Россия и Китай стремятся превратить организацию в своего рода азиатский анти-НАТО. Особенности современной политической культуры государств-членов ШОС отвергают даже постановку вопроса об интеграции их военных структур и создании единой системы военного командования. Свойственная азиатской культуре традиция несилового решения спорных проблем, стремление вести переговоры даже в условиях обострения межгосударственных кризисов, помогает организации занять видное место в решении вопросов глобальной и региональной безопасности, содействуя разрешению конфликтов дипломатическим путем.