СУДЬБА РОССИЙСКОГО ГАЗА: ВНУТРЕННИЙ РЫНОК И МИРОВЫЕ ПОСТАВКИ
Подрыв 26 сентября 2022 г. четырех веток Северных потоков – не только начало новой страницы развития конфликта России и Запада, но и символ фундаментального сдвига в масштабах всей мировой политико-экономической системы. Одним из краеугольных камней ее конструкции в течение многих столетий остается принцип свободы открытого моря. Согласно «Конвенции об открытом море», одобренной ООН в 1958 г., эта свобода включает в себя как неотъемлемый элемент не только право кораблей перемещаться без какого-либо специального разрешения вне территориальных вод прибрежных государств, пересекая моря и океаны, но и свободу прокладывать по морскому дну подводные кабели и трубопроводы.
Можно без преувеличения отметить, что без соблюдения принципа свободы открытого моря единая мировая экономика никогда не возникла бы. А покушение на нее сегодня в виде подрыва газопроводов на Балтике является ударом по пока еще единой и соединенной множеством трансграничных связей глобальной политико-экономической системе.
Диверсионные акты против четырех веток Северного потока-1 и Северного потока-2 в западной части Балтийского моря затронули хозяйственные интересы множества государств и компаний, но нет сомнений в том, что своим острием они были направлены против России. Для ее экономики добыча и экспорт природного газа – важные драйверы роста и пополнения бюджета. В прошедшем 2021 г. Россия добыла 762,3 млрд кубометров, вплотную приблизившись к абсолютному рекорду эпохи СССР – 815 млрд кубометров, достигнутому в 1990 г. Главной причиной роста добычи стали увеличивающийся после пандемии спрос на природный газ на внутреннем рынке, а также у главных потребителей российского газа за границей – в Европе, государствах бывшего СССР и в Восточной Азии.
Начало специальной военной операции в феврале нынешнего года повлекло за собой отказ потребителей в Европе от закупок газа в прежних объемах, а также снижение объемов добычи Газпромом и другими газодобывающими компаниями, среди которых выделим наиболее значимые – «Новатэк» (крупнейший производитель сжиженного природного газа – СПГ), Роснефть, Лукойл и Сургутнефтегаз. В первом полугодии 2022 г. добыча газа снизилась на 6,6 % по сравнению с первым полугодием 2021 г. В июле-сентябре 2022 года темпы падения добычи нарастали и достигли уровня минус 20 %. Еще быстрее сокращался экспорт в страны дальнего зарубежья. За первые шесть месяцев 2022 г. экспорт составил 71,9 млрд кубометров, снизившись на 33,1 % по сравнению с соответствующими месяцами 2021 года.
Политика российского правительства в газовой сфере вырабатывается и реализуется сегодня с учетом наиболее значимых процессов в этой отрасли энергетики: падения объемов добычи газа, снижение его экспорта европейским потребителям, внезапно возникшего переизбытка газа на внутреннем рынке, который не может быть быстро реализован вследствие недостаточного спроса, сдерживаемого низкими показателями газификации в большинстве российских регионов. Вследствие этого, плановое снижение объемов добычи и стимулирование внутреннего спроса на газ стали приоритетными задачами Правительства страны и бизнес-сообщества российских энергетиков.
Потери российского бюджета от неблагоприятного развития событий в газовом секторе национальной энергетики составят в 2022 г. около 800 млрд рублей ввиду падения доходов от экспортной пошлины на газ, а также сокращения поступлений налога на добычу полезных ископаемых. В качестве меры оперативного реагирования на увеличивающийся дисбаланс госбюджета, в июне 2022 г. Министерство финансов приняло решение в период с 1 сентября по 30 ноября 2022 г. ежемесячно взимать с Газпрома через НДПИ по 416 млрд. рублей. В проекте бюджета России на 2023-2025 гг. запланированы дополнительные изъятия у газовиков в размере 50 млрд. рублей ежемесячно. Данные меры лишь частично компенсируют снижение доходов казны, возникшее после начала СВО, и нуждаются в дополнении мерами по реструктуризации российского газового рынка. Путей снижения негативных последствий нынешнего кризиса несколько. Два основных, которые мы рассмотрим ниже – рост потребления газа на внутреннем рынке, а также перенаправление экспортных потоков на новые рынки.
Ситуация на внутреннем рынке
Вопрос о наращивании потребления газа внутри России обсуждается правительством и национальным бизнесом многие годы, поэтому нынешний кризис лишь актуализировал проблему, известную специалистам давно. Препятствий на этом пути несколько. Два главных:
- общий низкий уровень цен на газ, составляющий сегодня всего около 5-10 % от ценовых индикаторов мирового рынка, устойчиво превышающих в Европе немыслимый прежде показатель в 1000 долларов США за 1000 кубометров. Как следствие, вопрос о повышении цен на газ для российских потребителей стоит на повестке дня, и рано или поздно указанное повышение состоится;
- сохраняющийся низкий уровень газификации населения (около 72 %), а также нехватка достаточного предложения газа для промышленных предприятий и котельных в ряде регионов страны.
Помимо преодоления указанных выше препятствий, Правительство России одобрило в июне 2021 г. Программу полной газификации страны к 2030 году. Ее реализация позволяет перейти на новый уровень планирования развития российской экономики с точки зрения расширения масштабов использования природного газа в промышленности, сельском хозяйстве и коммунально-бытовой сфере.
Фактически, Россия оказалась на пороге очередной энергетической революции, результатом которой станет переход ключевых отраслей экономики на приоритетное использование природного газа – более экологически чистого и экономически эффективного источника энергии, чем используемые в настоящее время в национальной экономике нефтепродукты и каменный уголь.
Особенно следует подчеркнуть комплекс реализуемых Газпромом и региональными властями мер по стимулированию использования газомоторного топлива (ГМТ) для автомобильного, речного/морского и даже железнодорожного транспорта. В современной ситуации у России появляется окно возможностей для развития всей линейки собственных двигателей на ГМТ, строительства тысяч заправочных станций для ГМТ и СПГ, а также развития партнёрств с государствами, сделавшими аналогичную ставку на газ как автомобильное топливо: Индией, Ираном, Пакистаном, государствами Центральной Азии. Выборочные кооперационные связи с Италией как европейским лидером в данной сфере также нельзя исключать, но уроки санкционной войны должны привести к осторожности при обсуждении сколько-нибудь глубоких форм кооперации. Пока программа строительства заправок ГМТ выглядит откровенно «европоцентричной», поскольку наиболее масштабно она реализуется в регионах Европейской части России, а также в ряде областей Западной Сибири. Ввиду того, что в России имеется всего порядка 260 000 автомобилей на ГМТ, данные заправки загружены лишь на 36 % и являются для Газпрома убыточными. Изменить ситуацию можно только радикальными мерами правительства, Федерального Собрания и бизнес-сообщества.
Перспективным направлением роста внутреннего спроса на газ является производство азотных удобрений. В условиях все более явной угрозы кризиса на мировом рынке продовольствия и рекордно-высоких цен на природный газ, Россия может нарастить объемы производства и реализации по конкурентным ценам азотных удобрений, прежде всего, в развивающихся государствах Глобального юга.
Признаем – Россия очень задержалась на старте гонки, направленной на формирование и структурирование мирового рынка СПГ. Он начал формироваться еще в 1970-е годы, и во многом ориентировался на поставки в Азиатско-тихоокеанский регион, где отсутствовали крупные производители газа, способные обеспечить его доставку потребителям по газопроводам. А в начале нынешнего столетия, когда производство СПГ началось одновременно в Австралии, Катаре, Алжире, Тринидаде и Табаго, рассматриваемый сегмент энергетического рынка приобрел глобальные характеристики, которые было невозможно более игнорировать. И только в этот период на рынок СПГ обратили внимание крупные российские энергетические компании. В 2009 г. началась работа контролируемого Газпромом завода по производству СПГ в рамках проекта Сахалин-2 (работает в рамках соглашения о разделе продукции), в конце 2017 г. первые партии СПГ были отгружены на заводе компании «Новатэк» по производству на полуострове Ямал. Пока на этом достижения нашей страны в указанной области и ограничиваются. А в это время США стали не только крупнейшим производителем СПГ, но и вошли в число мировых лидеров по его экспорту.
Сегодня доля России на мировом рынке СПГ составляет всего 6 %. Осознавая гигантский потенциал рынка сжиженного газа, а также столкнувшись с невозможностью ввоза в страну импортного оборудования для его производства, правительство России в августе 2022 года выделило 1 млрд рублей на проведение НИОКР для создания отечественного оборудования для производства СПГ.
Указанные средства позволят запустить и частично профинансировать в 2022 году четыре проекта по созданию СПГ-оборудования для средне- и крупнотоннажного производства, продукция которых будет направлена исключительно на экспорт в дружественные России государства.
Экспорт природного газа: рынки и объемы
В начале нынешнего года основными потребителями российского трубопроводного газа были страны Европы, государства СНГ (особенно выделим Украину и Республику Беларусь), а также Турция и Китай.
Сокращение поставок на европейский рынок началось вскоре после начала СВО в связи с отказом стран Балтии, Польши и Финляндии от поставок из России по сугубо политическим причинам. Позднее вопрос об отказе от газа был вынесен на уровень Европейской комиссии и Европейского совета, и эти два высших органа управления в ЕС в целом одобрили план резкого сокращения потребления российского трубопроводного газа.
После серии подводных взрывов, нарушивших герметичность Северного потока-1 и одной из двух труб Северного потока-2, в числе все еще остающихся в рабочем состоянии на европейском направлении газовых магистралей назовем газопровод «Ямал-Европа» (остановлен в апреле 2022 г.), а также газотранспортную систему Украины (по ней газ поступает потребителям в Центральной Европе). Сегодня украинский маршрут продолжает работать, хотя объемы транспортируемого по нему газа в несколько раз ниже предусмотренных транзитным договором между Газпромом и Нафтогазом, подписанным в конце 2019 года (40 млрд кубометров в нынешнем году).
Можно уверенно прогнозировать нарастание в ближайшие месяцы угроз поставкам российских энергоносителей европейским потребителям. Речь может пойти о новых санкционных мерах Европейского союза против поставок газа, нефти и угля, а также о росте числа таких инцидентов, как внезапная и до сих пор не расследованная утечка нефти на крупнейшей в мире системе магистральных нефтепроводов «Дружба», осуществляющей поставки в Польшу и Германию. Авария у польского города Плоцк привела к разливу сотен тонн нефти, а транспортировка нефти была достаточно оперативно восстановлена. Но власти Польши не назвали официальных причин инцидента и не привлекли российских специалистов к выявлению причин аварии, а также к работам по восстановлению трубы.
По нашему мнению, сейчас имеется крайне мало шансов на расширение и даже просто сохранение поставок российского газа европейским потребителям по указанным маршрутам (через Польшу и Украину). В перспективе России следует готовиться к тому, что важнейший на сегодня для ее газовой отрасли экспортный рынок будет полностью потерян.
Существенно более оптимистично для России выглядит ситуация с трубопроводами по другим направлениям. В настоящее время практически в полном объеме работают «Голубой поток» из России на внутренний рынок Турции (проектная мощность 16 млрд кубометров), а также поставляющий газ из России потребителям в Южной Европе «Турецкий поток» (мощность 31,5 млрд кубометров). Обе эти магистрали работают на максимальной нагрузке и увеличить поставки по ним не получится.
Также следует назвать масштабный газопровод «Сила Сибири», поставляющий сегодня природный газ из регионов Южной Якутии потребителям в Китае. Мощность «Силы Сибири» после начала поставок газа из Ковыктинского месторождения в Иркутской области, составит 38 млрд кубометров. Это максимальный показатель, существенное превышение которого невозможно по техническим причинам.
Сегодня на различных уровнях обсуждаются проекты строительства новых газопроводов, которые позволят нарастить экспортные поставки в восточном направлении. Наиболее часто эксперты называют следующие проекты:
- «Сила Сибири-2» от месторождений Восточной Сибири в западные регионы Китая;
- «Союз — Восток» из Сибири через Монголию в центральные китайские провинции;
- «Сила Сибири-3» от газовых месторождений проекта Сахалин-3 потребителям в Манчжурии.
- Расширение возможностей «Турецкого потока», поставляющего российский газ через Черное море потребителям в Турции и на Балканах. Если России и Турции удастся конкретизировать согласованное на высшем политическом уровне решение о строительстве новых трубопроводов по этому маршруту и существенном увеличении объемов поставок, то уже в ближайшие годы Турция превратится в крупнейший газовый хаб в регионе, регулирующий поставки природного газа не только на Балканы, но также в страны Центральной и Южной Европы.
Следует отметить, что большинство рассмотренных выше проектов рассматривают китайский рынок в качестве приоритетного. Такая высокая степень зависимости от монопольного потребителя уже сегодня имеет свои негативные результаты. По первым трем указанным выше проектам переговоры ведутся много лет, при этом Пекин выступает очень жестким переговорщиком. Он требует масштабные скидки и не готов инвестировать средства своих компаний в строительство. А поскольку других крупных потребителей газа вблизи российских границ на востоке страны просто нет, зависимость от Китая в газовой сфере нарастает с каждым годом. Она все более явно сдерживает инвестиции в добычу на богатейших восточносибирских газовых провинциях России, а также в реализацию проектов строительства новых газопроводов как наиболее экономичного в настоящее время средства поставки газа на внешние рынки.
Развитие российского рынка СПГ является сегодня реальной альтернативной «трубопроводной энергетике».
На всех ключевых направлениях экспортных поставок газа (балтийском, черноморском, арктическом и дальневосточном) уходящие за границы страны газопроводы должны соседствовать с мощными заводами по производству СПГ.
Таким образом, России удастся снизить возможности таких монопольных покупателей нашего газа, как Китай и Турция (а в прошлом еще и Украина), постоянно требующих скидок на поставляемые энергоресурсы. Кроме того, увеличение объемов экспорта СПГ сделает Россию глобальным игроком в этом наиболее быстро развивающемся сегменте мирового энергетического рынка. Поскольку сроки строительства заводов по производству СПГ достаточно большие (3-5 лет), приступать к решению данной задачи следует немедленно.
Заключение
Если четыре нитки газопроводов Северный поток не будут в короткие сроки восстановлены, прямые потери России будут огромны. Помимо навсегда потерянных 17 млрд евро, затраченных на их строительство, Россия не сможет экспортировать ежегодно природный газ европейским потребителям на десятки миллиардов евро. Снизятся бюджетные поступления, десятки тысяч сотрудников газовых компаний потеряют работу или будут вынуждены переехать в другие регионы.
Воздействие указанных процессов на внешние рынки можно видеть уже сегодня. Цена газа на европейском рынке находится на заоблачных уровнях, периодически превышая показатель в 2000 долларов за 1000 кубометров. Ситуация грозит крахом химической промышленности и металлургии Европы, уже привела к снижению жизненного уровня населения и росту социальной напряженности. Но ожидания краха европейской экономики или распада Европейского союза вследствие нынешнего энергетического кризиса не оправданы. Скорее, следует ожидать того, что после первоначального периода социально-экономических потрясений (рост безработицы, инфляция, падение ВВП) США возьмут Европу под свое еще более плотное покровительство. Американский капитал скупит за бесценок значительную часть связанных с энергетикой предприятий, проведет релокацию за океан лучших специалистов из высоко-технологических отраслей промышленности, установит еще более жесткий контроль за внешней политикой и безопасностью европейских членов НАТО.
Удастся ли реализовать эти планы Вашингтону – пока сказать трудно. Но ясно одно: усилия России по снижению своей зависимости от потребителей в Европе сделают экономику нашей страны более устойчивой. А это – одно из главных условий решения большинства стоящих перед Россией сегодня проблем.