Урбанизация – вызов политическому развитию Африки и новые урбо-политические тренды
В Марракеше с 6 по 11 декабря 2021 года проходит 5-й Африканский форум управления и институтов территориального развития. Актуальность этого события сложно переоценить. По прогнозам к 2050 году в городах Африки будет проживать на 950 млн человек больше. В одной только Нигерии ожидают рост численности населения до 400 млн человек к 2050 году, многие из них станут жить в городах.
Урбанизация, пожалуй, один из важнейших политических вызовов XXI века для Африки. Африка задает уникальную модель урбанизации, в которой еще сложнее провести черту между городским и сельским, что вместе с продолжающимся ростом численности населения формирует большие проблемы для безопасности, управления и планирования. В городах становится все больше активной молодежи – а это ресурс для любых политических изменений. Вместе с урбанизацией начинает активно меняться политический ландшафт. Некоторые из урбо-политических трендов, которые наблюдаются в современных африканских городах, особенно важны, именно они подтачивают политические режимы африканских государств.
Урбанизация насилия
Снижает ли урбанизация уровень насилия в обществе? Очень сложный и неоднозначный вопрос. В ходе подобных размышлений появился даже термин «урбанизация насилия». Ученые не имеют какого-то общего взгляда на проблему. Например, Карен Бюшен из Гентского университета считает, что африканские города Восточной Африки представляют собой важнейшие арены социально-пространственных и политических проявлений насилия и стабильности, войны и мира. А Марк Соммерс подчеркивает, что почти все недавние гражданские войны в Африке возникли в сельских районах, а не в городах. В чем, действительно, есть разница, так это в доминирующих формах насильственных действий в городах и сельской местности. Так, для городов более актуально полицейское насилие и «мирные» протесты, а для сельской местности – вооруженные повстанческие движения. Но иногда сам по себе город может стать инструментом для снижения уровня насилия, как это произошло в Мавритании. Власти Мавритании в качестве меры по борьбе с терроризмом придумали построить несколько городов в полупустынной местности на границе с Мали, чтобы аккумулировать в них кочевое население и начать контролировать общественную жизнь племен в целях остановки радикализации местного населения. Вероятно, эта мера имела успех, так как Мавритания остается одной из самых тихих мест региона. Другой не менее интересный пример касается Сомали. Профессор Дэвидсонского колледжа Кен Менхаус предлагал обеспечить распределения гуманитарной помощи не через центральное правительство в Могадишо, а непосредственно через мэров городов страны, тем самым это бы способствовало государственному строительству «снизу». Можно сказать, что города могут как гасить, так и усиливать существующее напряжение в обществе. Город становится оружием в руках государства или же каких-либо радикальных группировок, имеющих противоположные цели. Любое африканское государство должно поставить своей ключевой целью не дать террористам полностью захватить трущобы и города и не дать волю экспоненциальному росту насилия в них.
Городская политика и борьба за признание
Стремительная урбанизация меняет весь политический ландшафт Африканского континента. Существующие политические системы оказались между двумя путями – переродиться или же уйти в прошлое. В Африке нет партий и политиков, которые представляли бы интересы многочисленных жителей трущоб, считает Хенрик Майхак. Политическая система практически любого африканского государства традиционно работала только с сельскими жителями и госслужащими в городах и неэффективна в современных условиях. Это быстрое переформатирование привело к резкому росту «городских популистов» в Африке. Урбанистика и политика имеют большое поле соприкосновения в вопросах городского планирования. И с этим в Африке большие проблемы. Политикам нужно решать проблемы, волнующие значительный процент избирателей – собственность, земля, городская инфраструктура, рабочие места в городах, социальное обеспечение и др. Найдут ли ресурсы и смогут ли африканские политические деятели угодить всем – также ключевой вопрос для африканской политики.
Города также борются за признание своего статуса. Такой процесс, например, происходит в провинциях Северное и Южное Киву в ДРК. Проблема юридического признания городов существует и в Замбии, где города-де-факто с численностью населения более 40000 человек и плотностью населения аж 3000 жителей на км² не имеют никакого городского статуса, а это большие проблемы с точки зрения управления и электоральных процессов. Логично предположить, что любой локальный политик будет направлять очень много усилий на признание своего «города» городом, а вокруг этой темы может происходить политическая мобилизация жителей.
От социального неравенства внутри городов к неравенству между ними
Псевдоурбанизация, происходящая в Африке, приводит к тому, что в городах на глазах растет социальное неравенство. С одной стороны, есть элита, которая заняла резиденции бывших белых колонизаторов – рассказывает шведский ученый Йоран Терборн в своей книге «Города власти». Охраняемые богатые кварталы оказываются не так далеко от ужасающего вида трущоб. Это не предел социальной сегрегации. Дальнейшее разделение произойдет уже между городами, в одних будут жить политические и экономические элиты, а другие превратятся в беспорядочно растущие городообразные структуры. Уже сейчас есть прецеденты такой тенденции. В Египте в 20 км от Каира строится Новый Каир 2 на 5 млн жителей. В Новый Каир 2 должны быть переведены все столичные институты. Среди египтян распространено мнение, что власти Египта хотят сбежать в новый урбанистический оазис из перенаселенного, увязшего в пробках Каира, в котором по прогнозам к 2025 году население увеличится до 23 млн человек, то есть темпы роста составляют более 400 000 человек в год. От реализации проекта новой столицы зависит политический климат в столице и стране. В случае провала ответственным лучше будет уйти в отставку. На примере Каира и многих других городов мы видим, как социальное неравенство изменяет классическую форму борьбы за «право на город» на борьбу за «право на города», города своей страны.
Трансграничность и внешние силы
Африканские города подвержены проникающему внешнему воздействию, как прямому, так и не видному на первый взгляд. Прямое воздействие показывает столица Джибути, где располагается сразу несколько военных баз, включая Францию, США и КНР. Город буквально окружен военными базами. В то же время внешние акторы могут использовать и более изощренные способы проектирования своего влияния на город и местную политику.
Инвесторы и ТНК, как правило, стремятся увеличить будущую прибыль за счет трансформаций в самом городе. Присутствие различных иностранных инвесторов в Бейре (Мозамбик) и их попытки оказывать воздействие на городское развитие, привели к огромным противоречиям, выраженным в частности в разработке трех отличающихся и несовместимых мастер-планов города. Фрагментарность вмешательства инвесторов не вносит эффективности в функционирование города. Усиливается конкуренция между китайскими и голландскими компаниями в городе. Инвесторы и ТНК начали защищать свои интересы в Бейре, пользуясь местными неформальными возможностями (в частности в земельных вопросах), что еще более осложняет отношения оппозиционного города со столицей, с одной стороны, и местными жителями, с другой.
В некоторых случаях, города и сами стремятся повысить свою политическую автономность и для этого могут объединяться друг с другом. Формирование трансграничного мегалополиса Ибадан-Лагос-Аккра – это совершенно новое общественно-пространственное явление в Африке, имеющее и политический аспект. Мегалополис может стать центром силы макрорегионального уровня, но в этом случае серьезно обострятся отношения с континентальными частями стран. Исход амбициозной инициативы пока не ясен.
Все эти перечисленные тренды проявляются в разных сочетаниях на разных территориях в Африке. Где-то в городах происходят всплески насилия, а где-то они становятся очагами стабильности. Где-то жители городов объединяются и пытаются отстаивать свои права, а где-то просто каждый мечтает поскорее перебраться в другое место. Где-то жители трущоб каждый день смотрят на заборы богатых вилл, а где-то городские популисты идут «в народ» и раздают воду обездоленным. Где-то мэрии оказываются в руках иностранного инвестора, а где-то пытаются лавировать между разными международными силами. Дальнейшая урбанизация только усиливает противоречие противоположных стремлений к миру и насилию, к социальной справедливости и несправедливости… В скором времени города в странах Африки к югу от Сахары будут проходить эти испытания, не в последнюю очередь из-за низкого уровня адаптационного потенциала среди городского населения. Без политических последствий не обойдется.