Конфликт в Западной Сахаре: перспективы территориального спора между Марокко и САДР
Продолжающийся более 40 лет конфликт из-за спорной территории Западной Сахары площадью около 252 120 км2, в 2020 г. получил новое развитие.
В середине ноября 2020 г. армия Марокко вошла в буферную зону в Гергерате на юге Западной Сахары, чтобы прогнать протестующих сахарцев, которые с конца октября блокировали единственный сухопутный маршрут в Мавританию. ПОЛИСАРИО в ответ на эту акцию объявил о возвращении к военным действиям спустя почти 30 лет перемирия.
Поскольку Фронт ПОЛИСАРИО осознает неравенство военной мощи, напрашивается вывод, что эта вооруженная эскалация являлась скорее тактическим ходом, чем реальным планом по прекращению оккупации. Его цель — оказать давление, чтобы добиться изменения политического курса в Рабате и привлечь внимание международного сообщества.
Попробуем разобраться, насколько успешна эта тактика, в чем причина затянувшегося конфликта и какие пути его разрешения наиболее вероятны.
Предыстория
Бывшая испанская колония — Западная Сахара — была занята марокканскими и мавританскими войсками в 1975 году по Мадридским соглашениям, согласно которым Испания в одностороннем порядке покинула эту территорию. В ООН не признали Мадридские соглашения, заявив, что бывшие метрополии не могут распоряжаться судьбой независимых территорий. В 1976 г. ООН признали Фронт ПОЛИСАРИО единственным законным представителем сахарского народа. И в этом же году Фронт объявил (находясь в изгнании в Алжире) о создании независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). Так начался этап активных боевых действий.
В 1979 г. Мавритания подписала мирный договор с Фронтом ПОЛИСАРИО, вышла из оккупированной Западной Сахары и в 1984 г. признала САДР. Затем Марокко аннексировало мавританскую часть территории, которую уступила Испания. Чтобы предотвратить дальнейшие нападения, марокканцы построили систему оборонительных укреплений протяженностью более 2500 км, что стало одним из крупнейших проектов военной инфраструктуры в мире. К моменту прекращения огня в 1991 году Марокко утвердило свой контроль над более чем двумя третями Западной Сахары в ее западной части вдоль Атлантического океана.
ООН взяла на себя обязательство организовать референдум о статусе территории, включая варианты независимости, автономии или интеграции с Марокко, но он так и не состоялся.
Текущее состояние
Ответственность за новый виток кризиса вокруг Западной Сахары несут прежде всего международные институты, продемонстрировавшие неспособность организовать эффективные переговоры, и страны, пассивно (и опосредованно) участвующие в жизни региона, продемонстрировавшие отсутствие политической воли к реальному давлению на стороны конфликта с целью принудить их к переговорам.
В итоге, на текущий момент сахарцы глубоко разочарованы отсутствием прогресса в организации референдума о независимости и тем, что Марокко эксплуатирует природные ресурсы на занятой территории.
Оккупированная Западная Сахара обладает одними из крупнейших запасов фосфатов. Вдоль береговой линии ловят рыбу, там же разведаны большие запасы нефти и газа на шельфе.
Другая причина продолжения конфликта – длительное отсутствие спецпосланника ООН по Западной Сахаре, который оказался одним из немногих относительно эффективных инструментов по оказанию давления на Рабат, привлечению внимания ООН и международного сообщества к проблеме.
Ранее позитивная тенденция в переговорах наметилась в августе 2017 года после назначения бывшего президента Германии Хорста Кёлера специальным посланником ООН. В апреле 2018 года Совбез ООН сократил действие мандата Миссии ООН по референдуму в Западной Сахаре (МООНРЗС) с 1 года до 6 месяцев; посланник, таким образом, чаще докладывал о ситуации Совету, что усиливало давление на обе стороны. Марокко, Фронт ПОЛИСАРИО, Алжир и Мавритания провели две встречи, которые продемонстрировали настрой на дипломатическое урегулирование. Но внезапная отставка Кёлера в мае 2019 года и возврат Совбеза в октябре 2019 года к однолетнему мандату МООНРЗС остановили этот процесс.
Место спецпосланника оставалось вакантным до сентября 2021, когда наконец удалось убедить Рабат согласиться с назначением итальянца Стаффана де Мистуры.
Признание администрацией президента США Дональда Трампа суверенитета Марокко над территорией Западной Сахары в декабре 2020 еще сильнее осложнило процесс переговоров и фактически откатило его назад, поскольку шло вразрез со всеми усилиями ООН, Африканского Союза и нарушало право сахарцев на самоопределение, зафиксированное в ряде резолюций ООН.
Сейчас Алжир пытается продвигать идею отмены этого решения в администрации Байдена, а Германия с Испанией пытаются не допустить, чтобы кто-то в ЕС последовал примеру США. Твердая позиция Германии по этому вопросу даже привела к приостановке дипломатических отношений Рабата с Берлином.
Американские эксперты озвучивают версии о том, что даже в случае согласия президента Байдена отменить решение Трампа о признании суверенитета Марокко над Западной Сахарой, то вряд ли Марокко снова разорвет отношения с Израилем, учитывая какие политические и экономические выгоды приносит сотрудничество двух стран. Между странами уже началось военное сотрудничество, например, Марокко приобрело израильскую систему противовоздушной обороны Skylock Dome, которая способна обнаруживать и уничтожать беспилотники. Также Израиль обязался помочь Марокко в создании индустрии беспилотных летательных аппаратов. Помощь Израиля Марокко носит явного рода геополитический характер в условиях продолжающегося конфликта между Алжиром и Израилем. В августе этого года власти Алжира обвинили Израиль и Марокко в организации поджогов в стране. Израиль стремится «заблокировать» Алжир по всему периметру, используя поставки вооружения в Марокко и свои спецслужбы в Мавритании. При этом Израиль избегает любого прямого участия по вопросу статуса Западной Сахары, хотя в Марокко рассчитывают на поддержку своей позиции.
Если Байден все же решит не менять позицию США, то это может спровоцировать тяжелые последствия.
США и ЕС считают Марокко надежным политическим партнером особенно в области безопасности в регионе. Прозападная ориентация Марокко, открытость для внешних инвестиций и мнимое сотрудничество по миграционным вопросам сильно контрастируют с трудностями, с которыми столкнулись США и ЕС в налаживании отношений с Алжиром, несмотря на их постоянные усилия.
Алжир остается ключевой политической и военной силой в Магрибе. Сохранение признания США суверенитета Марокко над Западной Сахарой, конечно, нанесет ущерб отношениям Соединенных Штатов и ЕС с Алжиром, и это может нивелировать усилия США по целому ряду вопросов, от терроризма в Сахеле до ситуации в Ливии.
Позиция ЕС тоже крайне хрупкая в этом вопросе. Брюссель пытается усидеть на двух стульях: сохранять нейтральные отношения и с Марокко, и с Афросоюзом. Но проблема в том, что САДР является полноправным членом Афросоюза и пользуется поддержкой организации.
Более того, Алжир имеет значительное влияние в АфроСоюзе через ЮАР и Нигерию, которые также поддерживают САДР и выступают против марокканской оккупации. В этой связи, позиция США и ЕС может навредить и отношениям с этими странами.
Перспективы по выходу из кризиса
2 декабря 2021 г. лидер Фронта ПОЛИСАРИО Брахим Гали заявил: «Марокканскому оккупанту предоставляется выбор: урегулирование, за которое выступает ООН, на основе организации референдума о самоопределении или решение путем переговоров, за которое выступает Афросоюз. Необходимо активизировать переговоры между двумя сторонами конфликта и заставить сторону, которая упрямствует, сотрудничать с международным сообществом».
Переговоры, поддержка международных институтов, финансовая и политическая поддержка Алжира и сочувствующих стран — те немногие инструменты в борьбе САДР за независимость.
Однако проблема Западной Сахары никогда не была и вряд ли когда-то будет в приоритете мировой повестки, поэтому эксцессы подобные столкновениям в Гергерате в ноябре 2020 будут происходить и дальше, но только с целью привлечь внимание к проблеме. У САДР нет сил и средств для крупной войны, а уверенность в поддержке Алжира уже не так велика, учитывая что Алжир отвлечен внутренними проблемами после свержения Абдельазиза Бутефлики.
Статус-кво и возможность добывать ресурсы вдоль побережья оккупированой территории, благодаря эффективной дипломатии Марокко, многих устраивает. Времени остается мало, так как в Марокко и в Алжире усиливается экономический кризис, но все же оно на стороне Рабата, поскольку идейных сторонников независимости САДР все меньше, и когда-нибудь, их не останется совсем.
Поэтому многое зависит от работы международных организаций и решения США — будет ли продолжено давление на Марокко с целью вернуться к переговорам, или конфликт законсервируется до тех пор, пока САДР по собственной воле не попросится в состав Королевства?